понедельник, 14 сентября 2015 г.

Как вырастить ребенка читателем?

С 16 по 18 октября в Запорожье пройдет литературный фестиваль Запорізька Книжкова Толока. Это будет и книжная ярмарка с ценами издательств, и чтения-презентации-дискуссии при участии литзвезд всеукраинского масштаба и, конечно, детское пространство "Книголесье". Вот им как раз-то занимаюсь я. ТУТ можно почитать о том, что уже придумалось, и если возникнет желание и хватит энтузиазма - присоединиться.
В связи с этим мероприятием я на днях поучаствовала в записи радио-программы. И вот помимо непосредственно затей нашего "Книголесья" ведущий захотел поговорить о детском чтении как таковом и задал сакраментальный вопрос: "Как вырастить ребенка читателем?". Отвечать надо было быстро и я, конечно, следуя стереотипу, сказала, что прежде всего родитель сам должен быть читателем.  А потом весь день не находила себе места. Ведь на самом деле это неправда и  ответить надо было совсем иначе! Вот так:....
Опыт показывает, что у читающих родителей сплошь и рядом вырастают абсолютно нечитающие дети. С другой стороны бывает и так (хотя и реже), что у нечитающих родителей заводится в семье книжный червь. Если говорить о нашей семье, то я - непросыхающий читатель-маньяк, а Дима - умеренно читающий человек. Из наших трех детей получился 1 читатель (Ростик), 1 нечитатель (Миша), о Степе говорить пока еще рано. В общем, прямой зависимости от читательского энтузиазма родителей не наблюдается...
А вот что абсолютно необходимо для того, чтобы ребенок заинтересовался процессом чтения, так это держать его подальше от гаджетов как можно дольше. В этом я убеждена на 200%.  Под гаджетами я подразумеваю и экран с мультиками, и телефон с играми, и компьютер с интернетом. Я не настолько ретроградна, чтобы предложить вовсе отказаться от информационных благ цивилизации. Но уверена, чем позже дашь в руки ребенку эти облегчители жизни (в том числе и мыслительной), тем больше у него будет времени и возможностей, чтобы распробовать прелесть реальной жизни и таких изысканных удовольствий, как чтение. Если же киндер уже подсел на то, что само создает живую картинку, он ни за что не станет по собственной воле напрягаться, пытаясь оживить черные буковки на белом фоне. Так уж мы устроены - не станем переть против течения без особой необходимости. Не думать легче, чем думать; смешаться с толпой проще, чем быть белой вороной; а лежать гораздо приятнее, чем карабкаться в гору. Чтение (особенно в начале читательской карьеры, когда ребенок только учится соединять слоги в слова) - тяжелый труд. И для того, чтобы преодолеть этот этап и стать читателем, способным силой мысли преображать абстрактные литеры в волшебные миры, надо очень захотеть вскарабкаться на эту гору. Не дайте чаду отвлечься в этот ответственный момент на интернет, не искушайте его телевизором. Пусть сначала у него возникнут реальные интересы и увлечения (возможно, чтение - в том числе), а потом уж к ним присоединятся и современные технологии. Наоборот не будет. Поверьте. И лучше не проверяйте.
А еще ребенку нужно много и долго читать вслух. Но об этом подробно напишу в следующий раз, так как сейчас Степа тянет к книжному ящику...

1 комментарий:

  1. у моей 2х летней дочери любовь к книгам очень хорошо уживается с любовью к мультикам. а пазлы на планшете так же любимы как лего. я думаю прежде всего нужен баланс.

    ОтветитьУдалить