среда, 12 июля 2017 г.

Мой идеал школьного образования

Как и обещала, делюсь своими выводами по поводу школьного образования, к которым пришла после недели пребывания в семейном кемпе "Освітній експеримент" на арт-хуторе Обырок. Пять дней сессий, лекций, дискуссий и общения с прекрасными людьми, ответственно относящимися к образованию своих детей, привели меня к мысли, что значение школьного образования в жизни человека сильно преувеличено.
В корзинку с надписью "образование" грузят много разных понятий: учебу как получение знаний,  личностное развитие, воспитание, в том числе духовное. И всю эту перегруженную корзину цепляют к школе. Ну так ведь у нас устроено? Образование=школа. Традиционная ли, альтернативная, семейная, но все-таки школа.
Так вот я предпочитаю не собирать все яйца в одно лукошко. Я категорически против того, чтобы школа занималась воспитанием моих детей. Этим должны более-менее осознанно заниматься родители и вся Вселенная, но не "учительница первая моя". И не вторая. Развитие тоже никак не может быть прерогативой школы. Человек развивается, просто живя, общаясь, приобретая новые навыки в ежедневной жизни, для этого вовсе не нужны уроки с 8 до 13. И даже наоборот, уроки эти обычно мешают (знаю по опыту своих старших детей, у которых было множество интересов, но ни один из них - не связан со школой. эти интересы сейчас - поле их профессиональной деятельности). Что там осталось в нашей корзинке? Учеба как получение знаний. И тут я щас такое скажу...
По моему глубокому убеждению, учеба вообще не нужна. Уточняю: учеба по составленной от фонаря программе по подобранным от фонаря предметам. Я сейчас не буду о том, что знания в привычном смысле этого слова - как некий багаж эрудита - тоже не особо нужны в современном мире. А некоторым людям и вовсе никакие интеллектуальные знания не нужны. Я так считаю, но сейчас не об этом. А о том, что потребность в развитии и обучении новым навыкам, заложена в человеке от природы. С самого рождения мы учимся, причем делаем это с удовольствием. До тех пор, пока не появляется учитель, который считает, что знает лучше нас, чего нам нужно. А вот если появляется учитель, который следует за нашими собственными представлениями о том, что нам нужно, мягко поддерживая и обеспечивая удовлетворение наших запросов - тогда интерес к учебе не затухает. По-моему, так.
В общем, моим детям я бы прописала "анскулинг" в западном понимании этого слова. Отсутствие программы, обязательных к изучению предметов и наук, следование за интересом ребенка, создание среды, в которой он может удовлетворить свои запросы. И конечно, никаких аттестаций и экзаменов, никаких оценок и сравнений. Чистое познание, мотивированное естественным интересом к окружающему миру и практической потребностью в этих знаниях. Это нелегкий для родителя путь: быть внимательным к интересам ребенка, быть готовым ответить на каждый вопрос, как далеко бы он ни завел, быть способным обеспечить среду и общение с нужными людьми (будь то агроном или астрофизик...), быть в тонусе. Но я думаю, оно того стоит.


Знаете, как делают дорожки в парках мудрые ландшафтники? Сначала дают людям протоптать тропы там, где удобно, а потом уже их облагораживают, превращая в парковые аллейки-дорожки. Вот бы так и в обучении. Жаль только, что в нашей стране это противозаконно.


Комментариев нет:

Отправить комментарий