Семь дней, проведенных в семейном кемпе "Освітній експеримент 2017" на хуторе Обырок, не то, чтобы прямо перевернули мой мир. Но уж точно сильно сдвинули мои представления по поводу будущего Украины в сторону оптимистичных прогнозов.
А вот выводы по поводу образования, сделанные мной из увиденного-услышанного, могут показаться парадоксальными. Поделюсь ими в отдельном посте.
Триста человек бросили все дела и приехали на неделю в прекрасную сосново-озерно-закатную глушь (о хуторе Обырок отдельный подробный пост тут). Уточняю: 300 человек, половину из которых составляют дети, бросили все важные дела, и приехали со всей страны в Черниговскую область, чтобы говорить об альтернативном школьном образовании. То есть, непосредственно о светлом будущем. Впрочем, для многих присутствовавших это не будущее, а вполне себе настоящее. Хоумскулинг и альтернативные школы - реалии большей части участников "Освітнього експерименту": учителей, создателей школ нового типа, родителей и детей.
Семейный кемп на хуторе проводится платформой уже в третий раз, и каждый раз народу собирается все больше. А темы ежедневных сессий (4-5 в день), соответственно, - все более глубокими. Это уже не просто обзор возможных вариантов получения школьного образования. Это обмен опытом достижений и ошибок, юридические и экономические выкладки, погружения в тонкости психологии дошкольного и школьного возраста, процесс формирования общих ценностей и обсуждение практических путей их воплощения в жизнь. Каждый из 6 дней взрослой программы был посвящен одной из тем: от способов выживания в традиционной школе до открытия альтернативной, обеспечивая серьезное погружение в заявленную тему.
А для детей параллельно была организована такая детская программа, что мне частенько хотелось поучаствовать именно в ней. Лепка из глины, рисование углем, всевозможные плетения-вязания, создание мультфильма от начала до конца, опыты по физике и занимательная математика, пысанкарство и фокусы с зеркалами... Детвора активно и вполне самостоятельно включалась в процессы... и так же самостоятельно отключалась, чтобы посвятить себя свободной игре в идеальных условиях Обырка.
Бью себя по рукам, чтобы не слишком идеализировать, но все-таки не могу не сказать, что здешние дети значительно отличаются от тех, кого я обычно вижу на улицах городов. То же относится и к родителям. Все эти люди разные, конечно, но их однозначно кое-что объединяет: осознанный подход к образованию и воспитанию детей. Результатом я откровенно любовалась. Это дети от 7 месяцев (наш Лёня был самым младшим участником) до лет 14-15, на чьих лицах я ни разу не видела скуки. Ребенок, играющий в планшете, был мною замечен один раз. Эти дети умеют организовываться, общаться с людьми разного возраста, рассуждать, отстаивать свое мнение, у них богатый словарный запас. Да, в кустах у палаток я слышала и мат мальчишеской компании, но слышала и возглас девятилетки "Что за вакханалия!". В общем, для меня пребывание в этой тусовке оказалось этакой репетицией идеальной жизни в идеальном обществе - с вниманием, любовью, заботой и интересом: к себе, другим и самой жизни. Репетицией идеальной жизни, которая неожиданно оказалась реальной.
Не могу не поблагодарить организаторов (а команда в этом году трудилась серьезная - 19 человек) за отличную слаженную работу. Ни одно из моих ожиданий не было обмануто, а многие и превзойдены. Не буду вдаваться в детали сессий, которые удалось посетить мне. Коротко скажу, что очень меня впечатлили философ и психотерапевт Анна Валенса с лекцией о психологическом возрасте родителей, представитель вальдорфской системы Наринэ Мальцевой с показательным уроком биологии, сооснователь альтернативной школы "Скворечник" Евгений Лапин с рассуждениями о правильном учителе... Отдельное спасибо за приглашение на "Освітній експеримент" Зарея Гарунца, который добавил спонтанности и веселого хаоса в виде танцев, песен, стихов, бесед и жонглирования мячиками. Мячики дружно дошивали прямо на месте. И в этом - еще одна идеологически важная составляющая проекта: сотворчество, открытость для идей и предложений, повод для самоорганизации. Раз у нас получилось здесь, значит, может получиться и в других местах.
Это группа платформы "Освітній експеримент" на ФБ https://www.facebook.com/EdExperiment/
Тут еще много фоток с мероприятия: https://www.facebook.com/olga.baranova.927/media_set?set=a.1710760875631465.1073741891.100000927088625&type=3&pnref=storyА вот выводы по поводу образования, сделанные мной из увиденного-услышанного, могут показаться парадоксальными. Поделюсь ими в отдельном посте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий