вторник, 25 октября 2016 г.

Музей и дети

В Запорожском областном художественном музее - совершенно потрясающая, великолепная, блестящая, обязательная к посещению выставка.  Причем, к посещению без промедления - не факт, что она продолжит работу на следующей неделе. Состоит экспозиция из работ, подаренных музею в течении последних десяти лет современными отечественными мастерами. Ройтбурд, Лебединец, Маценко, Тистол, Блудов, Стецько, Малых, Гидора, обожаемый мною Бевза и еще десятки художников из разных частей страны, представляющих разные техники, стили и направления современного искусства. Причем не того заумно-концептуального современного искусства, в котором не разобраться без комментариев экскурсовода. Каждая (!) из работ, представленных сейчас в залах, фойе и даже на лестницах музея - прекрасна и трогает за живое именно сердце, резонирует с душой зрителя. По крайней мере, когда зритель этот - я. И Степа. Который в отличии от меня не знает, что большинство имен с табличек под полотнами известно покупателям аукционов Сотбис и Кристис. Нежные пастели, офорты, тушь, перегородчатая эмаль, скульптура и, конечно, праздник живописи - масло во всех своих объемных, насыщенных, трепещущих, живых проявлениях.... Я испытала наслаждение почти физически-экстатическое. Завтра пойду еще. Без Степы. Чтобы побыть с этим богатством наедине и в тишине... Не потому что Степа себя как-то там неправильно вел. Очень даже правильно - бегал, лежал, сидел, комментировал и главное - рассматривал каждую работу. Просто для этого родителю (мне в данном случае) нужно быть неустанным экскурсоводом.


Вот вам пара моих любимых игр на выставках (опробовано на своих трех и десятке условно чужих детей). "Что ты видишь на картине?". Мы редко ходим на выставки соцреализма, поэтому вопрос этот уместен, а ответы радуют непредсказуемостью, а иногда и точностью совпадения восприятия. Например, сегодня Степа мгновенно узрел в весьма абстрактном полиптихе Петра Бевзы "лесные горы, елки, белую тропиночку и вооон там - домик, видишь, мам?". Полотно "Звездопад" сын окрестил "Фейерверк", а на вполне реалистичный пейзаж с рекой заявил: "Это очень на Китай похоже". Хотя вот сейчас смотрю на фотку и думаю, может, он сказал "на кита"...


Или вот еще. Подойти ооочень близко к картине - ничего не видно. И потом потихоньку отходить - чудо проявления форм и смыслов из отдельных мазков захватывает в любом возрасте.
Банальное: "Кто видит в этом зале велосипед? церковь? фиолетового ангела?" тоже развивает в детеныше способность внимательно и заинтересованно рассматривать произведения искусства. Ну и в конце концов, никто не отменял просто обсуждения картины: "Как тебе кажется, почему тетя зеленая? А она грустная или просто задумалась? А куда казак скачет? А в этом лесу осень или зима?".  Ясно, что детям старше трех степиных лет можно что-то уже рассказывать и о жанрах изобразительного искусства, о реалиях, изображенных на полотне, о биографии автора. Впрочем, Степе я тоже сегодня рассказывала, например, о картине "Ныряльщик": "Вот это натюрморт - три чашки, груши. А за окном кто?" "Ангел падает!". А увидев, что один из художников-дарителей из Ужгорода, мы естественно вспомнили нашу поездку в Закарпатье.


 В "музейных играх", как и в любых других играх важны вовсе не эрудированность и педподготовка родителей, а неподдельный энтузиазм и искренняя увлеченность игрой и ее темой. Ну и конечно, понимание того, что в любом деле лучше "недоесть", чем "перебдеть". Короче, не переусердствуйте с грузом. И тогда получится вырастить человека, с которым вам будет интересно общаться и в его 3, и в его 18, и в ваши 60... Я завтра пойду в музей без Степы. Зато с Ростиком.

P.S. Еще пара слов о поведении в музее. Чем меньше запретов - тем лучше. Это, впрочем, относится и к жизни в целом. Я четко озвучиваю при входе в музей (и в магазин, кстати, тоже) - "глазами смотрим, рукам не трогаем". Всё остальное - разрешено. А если смотрители считают иначе, я полагаю своим родительским долгом защитить своего ребенка от смотрителей. Иначе, придется защищать ребенка от отвращения к посещению подобных мест.

2 комментария: