вторник, 2 июня 2015 г.

Дар, Лолита и прочие радости Ады

Хотя я давно (и вполне безнадежно)  влюблена в идею срединного пути, меня постоянно кидает из крайности в крайность. Еще сегодня утром я размышляла о переезде на пмж в деревню - ближе к природе, естеству, простоте. А уже вечером отправилась  в галерею Lenin на лекцию-беседу известного набоковеда Андрея Бабикова о... Набокове, естественно. А ведь сложно представить себе кого-то более отдаленного от понятий простота, естество, природа, чем Владимир Владимирович. Он - гений искусственности, той с которой созвучны искусство и искус. Писатель, чьи очень сложно-сочиненные предложения растягиваются на страницы. Любитель бабочек, предпочитающий рассматривать их в распяленном на булавке виде. Воплощение цивилизованности. Символ культурности. Синоним изысканности. Эстет и сноб. Любимый писатель.
Бабиков рассказывал о новых изданиях - об уже вышедшем полном собрании рассказов, включающем четыре до сих пор не печатавшихся, и о готовящемся стать книгой собрании писем Набокова; о прорастании биографии в библиографию; о неразрывности этики и эстетики в искусстве; об архивных материалах, открывающих поклонникам нового Набокова; о том, что быть читателем этого писателя - миссия почетная, но и непростая. Сам Владимир Владимирович не раз замечал, что хочет видеть читателя своим соавтором. Проникновение в его тексты - это не только наслаждение и нега, это еще и работа, на которую сегодня не каждый способен. Да не всякий и захочет.
Слушая Андрея Бабикова, я представляла себя этакой водомеркой, скользящей по поверхности воды в суете своих будней, и вдруг глянувшей вниз. А там не только мое же отражение на воде, а еще и глубина, манящая бездна, в которой плавают совсем другие создания. Прекраснодушные теоретики, посвятившие свою жизнь абстракциям. Ведь что может быть абстрактней и оторванней от реальности, чем интеллектуальная проза? Только интеллектуальная проза Набокова. Но это водомеркам так кажется. А глубоководные теоретики знают, что без глубины нет поверхности. Бабиков уверен, что  своим творчеством Владимир Набоков пользовался исключительно как инструментом для разгадки сути бытия, пытаясь проследить замысловатый узор судьбы, стараясь разгадать ее знаки и символы...
P.S. Во время выступления Андрея Бабикова за его спиной на экране беззвучно крутился бибисишный фильм о Набокове. Трижды позы и движения нашего лектора и ведущего программы полностью совпали, весьма мистически зарифмовавшись. Вот бы понять еще, что это  sign, в чем symbol.


Комментариев нет:

Отправить комментарий