вторник, 3 июля 2018 г.

"Освітній Експеримент 2018" - субъективно о субъектности

Шесть дней под Винницей длились бесконечно и пронеслись мгновенно. Погружение в тусовку продвинутых, осознанных, неравнодушных, внимательных родителей - это опыт, который дорогого стоит.
Выстраивание новых отношений со своими детьми в богатой и безопасной среде - еще дороже.

Для меня "Освітній Експеримент" этого года был не столько об альтернативном образовании, сколько о субъектных отношениях. Поясню: субъект - это тот, кто делает, а объект - то, с чем\кем что-то делают. Традиционно отношения ребенок-родители складываются как объектно-субъектные. Ну потому что мы же лучше знаем, он проголодался или замерз...

Так вот все спикеры, которых я слышала в семейном кемпе в этом году, говорили именно о том, что ребенок - самостоятельный, достойный уважения и доверия субъект. Капитан Очевидность? А вы посмотрите по сторонам. Да и на свои отношения с ребенком посмотрите внимательнее... Я лично посмотрела. И поняла, что я очень часто отношусь к детям, как к чемодану, который тяну туда, куда нужно мне, а не ребенку.

Зарей говорил о том, что желание учиться и стремление к саморазвитию заложено в человеке на уровне инстинкта выживания. Поэтому смешны наши размышления о том, как мотивировать ребенка для получения знаний и умений. Достаточно просто не мешать ему в его интересах. ЕГО интересах, ага.

Евгений Лапин, начав говорить о травматичности оценивания и ненужности исправлять ошибки ребенка, быстро перешел к теме авторства собственной жизни. Авторство подразумевает возможность решать, выбирать и даже ошибаться самому.

На сессии, посвященной методике Sole - самоорганизующейся обучающей среде, рассказывали и показывали, как дети могут сами добывать интересующую их информацию. В этой методике задача учителя - интересно сформулировать "большой вопрос". Остальное дети сделают сами. Даже если ни разу до тех пор не видели компьютер и знают только язык хинди. Первые эксперименты проводились в заброшенных индийских селах...


Алексей Ширшов и Руфина Кашапова делились опытом свободных прогулок с детьми, во время которых дети сами формулируют для себя вопросы. Раздобыть ответы для них сегодня вообще не проблема - было бы желание раздобывать. Эти прогулки - об уважении, о доверии, о страхах и их использовании, о взаимодействии в группе, о природе и инструментах ее познавания и воздействия. Это совершенно новый для меня подход, и я о нем  обязательно еще напишу подробнее. Принципы Natural School - неприкосновенность имени, тела и имущества. И это про субъектность тоже...



Рома Александров - это просто моя любовь. Креатив, харизма, чувство юмора, мягкость и уважение к людям независимо от возраста - все эти качества он активно использует на рабочем месте. Он работает в демократичной школе "Апельсин" другом детей. А еще он - больничный клоун. Ясно, что об этом Человеке я тоже напишу подробно.


Макс Бакшаев немного рассказал вместе Марьей и Иваном Тарасовыми об опыте организации походных лагерей "Приключения творцов". А потом пять дней тусил с подростками. Надо было видеть неподдельный интерес и уважение, которые он проявлял в общении с юными людьми. Просто с людьми. Ведь возраст субъектов в отношениях не имеет значения. Значение имеет именно уважение и интерес...




Ну и напоследок. В последние пару лет меня часто спрашивают озабоченные друзья-родители:
Как ты видишь школьные годы своих младших детей? Они будут хоумскулерами? Ты организуешь альтернативную школу? Или что-то другое? Что ты будешь делать?!!!!
Теперь у меня есть ответ.
Что захочу, то и сделаю.
Спасибо за ощущение безграничных возможностей и бескрайних перспектив, "Освітній Експеримент".


Комментариев нет:

Отправить комментарий