четверг, 8 февраля 2018 г.

Дети - бурьян жизни

В свое время (20 лет назад, если быть точнее) я была адептом секты "Раннее развитие - наше всё". Ростик прошел через все круги педагогического рая: карточки Домана и система Монтессори, кубики Никитиных и методика Лупан, математика по Даниловой и чтение по Зайцеву... Миша пошел в развивающий центр в год (точнее, был отнесен, так как ходил еще не очень). На результаты жаловаться не приходится: хорошие дети получились, развитые, умные, некоторые даже медалисты, стипендиаты, олимпийцы.
Тем не менее, со Степой и Леней я сознательно практикую совершенно иной подход. Моя авторская методика называется "Дети -бурьян жизни". Нет, они конечно, и цветы тоже, но лучше им расти не в оранжерее, а в лесу. Там-то - на Хортице, к примеру, когда позволяет погода - мы и проводим большую часть своего свободного времени. А оно у нас, собственно, всё свободно.

(Справедливости ради замечу, что сейчас четырехлетний
Степа ходит в студию, где проходят в мягкой форме интересные занятия и игры. Для меня это, скорее, качественный мини-сад. Наша главная цель - дважды в неделю отдохнуть друг от друга часа 3-4. Еще Степа занимается в студии музыкального развития по Карлу Орфу раз в неделю. Поет, шумит, стучит, танцует, в общем, играет с музыкой. Лёня там, кстати, тоже активный участник, хотя вообще-то собирали мы группу для возраста 4+. Выношу эту информацию в скобки, потому что текст не о том, куда мы ходим, а о том, что вполне можно никуда не ходить).
Да, я уверена, что вполне можно не ходить в специальные "места для развития", где водятся "специальные люди для развития". Достаточно ходить в лес, на реку, в гости, в музей, в библиотеку, в театр. Достаточно для того, чтобы ребенок преотличненько себе развивался. Если, конечно, при этом с ним общаться, активно слушать и активно говорить, читать ему, создавать богатую среду, отвечать на его вопросы, следуя за его интересом, но не предвосхищая его. И говоря о богатой среде, я, кстати, вовсе не имею в виду горы развивающих игр и игрушек. Лучшая развивающая игрушка - веточка, найденная в саду, ей-богу. Я об этом много раз писала, так что углубляться в эту тему сейчас не буду.
Сейчас буду о результатах. Результаты на данный момент таковы, что Степа научился писать, читать и считать сам. Ну то есть однажды в три с половиной года спросил меня, как написать "мама". Я показала, он повторил. А потом спросил другие слова и буквы и написал их, а потом взял и понял, как эти буквы соединяются в слоги и начал читать. Без кубиков Зайцева, сенсорных азбук, специальных карточек и даже без особого какого-то интереса к буквам - ведь он заинтересовался ими впервые в тот самый момент - в 3,5 года. То же со счетом. Сам. Без пальцев и палочек, просто в голове он как-то понимает, что 3 и 2 будет пять, когда ему нужно отсчитать в его же собственном рецепте фасолинки для зелья. Я не буду сейчас об общих знаниях, логике-воображении-речи, мелкой и крупной моторике - тут тоже всё в порядке, хотя мы и не прилагали к этому специальных усилий. Просто давали играть тем, чем он хочет (чаще это были палочки и фасолинки, чем вкладыши и сортеры) и общались (см.выше). В общем, я не буду утверждать, что результаты в случае применения моей методики обязательно будут лучше, чем у практикующих "раннее развитие". Но вполне уверена, что они не будут хуже.
И этот пост отнюдь не о гениальности конкретно взятого ребенка. А о том, что познавательная активность - норма для ребенка, необходимое условие для выживания вообще-то. И для того, чтоб ребенок развивался, эту самую познавательную активность достаточно удовлетворять. Не стимулировать, рискуя пережать. Не напрягать, рискуя задушить. Не напрягаться, рискуя выгореть. Быть проще, естественней. И тогда бурьян будет цвести буйным цветом.
Я так думаю.






Комментариев нет:

Отправить комментарий