понедельник, 24 февраля 2014 г.

Андрухович в Запорожье или Культурная революция в отдельно взятом ДК

Еще в субботу я написала, что Юрий Андрухович не произносит речей на митингах, высказывая свою позицию при помощи искусства. А уже вчера днем на площади перед облгосадминистрацией он благодарил запорожский майдан за то, что он - майдан - есть, и фактом своего существования опровергает мнение "перемен хотят только в западной Украине".
А вечером уже запорожцы в ДК Кирова благодарили его за спектакль "Альберт або Найвища форма страти". Поставленный при поддержке агенства АртПоле, он основан на пока еще не напечатанном рассказе Андруховича об Альберте Вироземском - негодяе, совершившем "самый гнусный поступок за всю историю Львова". По крайней мере, таковой была оценка средневекового суда. Сегодня представления о гнусностях значительно расширились, конечно. На пресс-конференции перед спектаклем писатель (а также чтец-исполнитель в постановке) сообщил, что в будущий сборник рассказов о негодниках, куда войдет и история о Вироземском,  Янукович не поместится. Дабы отдать ему должное, придется создать отдельное произведение, но уже после суда, которому по мнению Андруховича, экс-президент должен быть предан обязательно.
Помнить о негодяях прошлого, конечно, нужно, а вот сохранять памятники - нет. Юрий Андрухович заявил (и с ним трудно не согласиться), что недооценивать значение символов очень опасно. Ведь пока символика прошлого существует на материальном уровне - в виде памятников вождю, к примеру, она существует и в сознании, влияя на него. А еще он выразил уверенность в том, что всякая социальная революция, не сопровождаемая революцией культурной, оберечена.
Планируя тур со спектаклем по городам Украины (Ивано-Франковск, Тернополь, Киев, Запорожье, Одесса) в начале осени, никто не мог себе и вообразить, что будет твориться в стране зимой. Как не могли предположить создатели спектакля, что выступление в Ивано-Франковске  попадет на тот самый кровавый вторник, а в Киеве театр придется открывать во время фактического чрезвычайного положения. И однако спектакль звучит именно в эти дни на удивление своевременно и актуально. Я уже видела эту постановку летом на фестивале АртПоле, где состоялась его премьера. Но то, что я увидела вчера - было совсем другим спектаклем. Субъективно изменилась я и мое восприятие, но объективно изменилась и постановка. Новые куски текста, озвученные Андруховичем, новые запевы Ульяны Горбачевской и новые настроения контрабаса Марка Токаря, новая графика Анатолия Белова, выступающая в роли декораций; новая игра света от Ольги Михайлюк, в которой был задействован даже зрительный зал; собственно, новый зал и новые зрители. Всё это сыграло свою роль в поучительной (но не назидательной) истории об алчности, вероломстве, наказании и милосердии. Белые птицы, перекрывающие черный, выжженный экран, - для меня стали символом той надежды, в которой мы сегодня особенно нуждаемся. Впрочем, как и всегда.





Комментариев нет:

Отправить комментарий