понедельник, 25 апреля 2016 г.

Растим ребенка: удобным, успешным или...


 Воспитывая детей, родители (осознанно или нет) стремятся к какому-то результату. По моим наблюдениям, вариантов этих устремлений несколько. Один из них называется "растим удобного ребенка". Разумеется, никто не говорит это прямым текстом, но в семьях, где "послушный" - это похвала, обычно происходит именно так. Ничего плохого в том, чтобы ребенок иногда вел себя так, как удобно родителям, нет. В конце концов, не все же маме радеть о том, чтобы было удобно ему! Иногда мог бы для разнообразия пойти в ту сторону, в которую спешу я. Или донести ложку с кашей до цели, и я имею в виду рот, а не занавеску на ближайшем окне. Или, например, потерпеть до дому, а не орать басом мужичка двух с половиной лет на всю маршрутку: "Дай грудь, я так проголодался!". Ценности компромиссов и способности идти навстречу другим людям никто не отменял.
НО считать, что слова "послушный ребенок" - это высшая оценка родительского мастерства? Увольте. Сегодня он слушается вас, завтра лидера дворовой компании, а послезавтра манипуляторов из телевизора.
Второй слоган современных родителей, активно поддерживаемый всевозможными студиями, центрами развития и элитными школами - "растим успешного ребенка". Опять же в определенных количествах ничего страшного в этом подходе нет. Социум требует от своих членов конкурентоспособности, умения ставить задачи и достигать целей и прочее и прочее...
НО если "успешность" становится приоритетным устремлением родителей, то ситуация начинает напоминать выращивание породистого скакуна.
Только одно слово я могу поставить в завершении фразы "Я хочу вырастить ребенка...", без всяких НО. Я хочу вырастить ребенка счастливым. В моем понимании "быть счастливым" - значит быть глубоко и искренне удовлетворенным здесь-сейчасьем. Но если в понимании кого-то из моих детей "быть счастливым" будет означать "быть послушным" или "быть успешным", я мешать не стану. Дать собственное определение счастья - это личное дело каждого. А мой родительский долг очень прост: донести до ребенка мысль о том, что быть счастливым - не только неотъемлемое право личности, но даже и ее обязанность. Как всякий прочий педагогический посыл, донести этот можно только собственным примером. Выходит, моя главная родительская задача - быть счастливой. И можете считать меня эгоисткой. Счастливой эгоисткой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий