понедельник, 15 октября 2012 г.

Теплые выходные

Выходные вышли (или скорее, прошли) насыщенными теплом: в субботу грелись под солнечными лучами на Хортице, а в воскресенье - в сауне. О сауне могу сказать только, что вчера был замечательный день для открытия банного сезона: достаточно прохладно, чтобы захотелось погреться, и достаточно тепло, чтобы после было комфортно добираться домой.





Что до Хортицы... В октябре она также прекрасна как в апреле. Буквально - также. В смысле, цветовая гамма пейзажа больше походила на весеннюю, чем на осеннюю, если не считать багрянца дикого винограда и золота ясеней. Зеленющая трава ковром покрыла все поляны после обильных дождей, цветы благоухают, шашлычники... тоже. На территории лагеря "Чайка", любимого мной за сталинский ампир корпусов и шикарные скамейки (на которых мы, естественно, тут же расположились, чтобы опустошить  термосы), я поняла, как три человека могут испоганить пространство радиусом в километр одним движением пальца. Достаточно просто врубить музыку... Вот нафига на Хортице тупое техно?

Нам посчастливилось наблюдать на Хортице удивительное явление - огромную радугу, охватившую солнце кольцом. Дима задумчиво сказал: "Может, это и есть конец света?". Сергей ответил: "А что? Сегодня хороший день".







А если вы искали среди фотографий изображение радуги - напрасно. Такие явления я предпочитаю наблюдать непосредственно, а не через видоискатель)

пятница, 12 октября 2012 г.

"Бочка мёда" - в гостях хорошо...

картина Анны Силивончик в тему
Наконец-то добрались вчера до первого запорожского антикафе "Бочка меда". Для тех, кто не в курсе, поясняю: это такое заведение, где можно выпить чаю-кофе, пожевать печенье, поиграть в настольные игры и просто потусить, оплатив только время пребывания. Идея не нова, но в нашей стране подобные места, как грибы после дождя, стали появляться только в этом году. Донеслось поветрие и до Запорожья, ура.

Теперь о субъективных впечатлениях конкретно нашей семьи.
Хорошо:
1. то, что приятный мальчик-хозяин принял нас со словами "Чувствуйте себя как дома";
2. то, что в двух обособленных комнатах довольно уютно, особенно хорош настольный свет;
3. то, что тут есть пара игр, которых у нас дома нет;
Главное:  то, что такое место вообще появилось.

Не очень:
1. интерьер можно было оформить и покреативнее, чем просто декорировать белые стены фотками;
2. книги на немногочисленных полках явно из разряда "те, что дома не нужны" - а впрочем, на звание библиотеки "Бочка" и не претендует;
3. игр не так много, как хотелось бы игроманам вроде нас;
4. печенье вкусное, но наша скромность не позволяла нам брать столько, сколько хотелось :(
Главное: необходимость постоянно следить за временем держала меня в напряжении, а  цель подобного времяпровождения, по-моему, заключается как раз в обратном - о часах забыть. Мы хотели попробовать игру "Манчкин", которой в нашей коллекции нет, чтобы понять, стоит ли ее покупать. Сорок минут мы только разбирали правила - это около 60 гривень на нас четверых. Хотя с другой стороны "Бочка" не позиционирует себя как игротеку, так что претензий у меня нет. Просто, видимо, нам это не подходит.
В общем, антикафе , наверное, действительно хорошее место для тех, кому некуда пойти. А это явно не про нас: наш дом  - идеальное место и для чае-кофепития, и для игр, и для общения и еще много для чего (о чем я периодически пишу тут). Так что... Добро пожаловать)))))))))))

четверг, 11 октября 2012 г.

Живописная сказка


Только что снимала презентацию книг киевского издательства «Мастер-Класс». Блаженство, которое я испытала в процессе съемок, видимо, отразилось на моем лице, потому что оператор с подозрением заметил: «Такое ощущение, что ты от работы кайф получаешь». Так ведь и есть от чего!
Серия книг называется «Детская картинная галерея», и создана она по необычному принципу. Издатель - Олег Симоненко - отобрал художников, чьи работы ему (молодому отцу) понравились, и предложил нанять авторов, которые напишут истории вокруг этих  картин. Однако художники оказались столь креативными людьми, что написали сказки сами. И вот теперь издательство ездит по городам и весям (в Запорожье – до воскресенья в «Казак-Палаце» в рамках Покровской ярмарки) и показывают (а также продают, естественно) книги и … внимание! картины!!!! Абсолютно чудесные работы Виталия Кириченко, Елены Лебедевой, Светланы Рудиковой,  Наны Деменковой, нашей землячки Натальи Деревянко и минчанки Анны Силивончик, которая меня сразила наповал!

Одновременно изысканные и очень искренние, наивные и глубокие, трогательные и смешные картины Силивончик меня не просто порадовали, а гораздо, гораздо больше: вызвали такую, знаете, щемящую тоску. Ну как всегда бывает, когда встречаешься с Настоящим. И понимаешь, что настоящее очень быстро становится прошлым. И осознаешь, что ты уже никогда не напишешь такую картину (а как мечталось, как мечталось…), и никогда уже не станешь ее героем (поздно, тётя, поздно). И так захочется обнять своих детей, и купить сразу все книги издательства, тем более, что остальные художники – тоже весьма и весьма хороши. Особенно Нана Деменкова с облаками-животными. Ну и Виталий Кириченко со спящим рождественским медведем. Ну и Наталья Деревянко, конечно, с задумчивыми принцессами... В общем, все:) 


Прямо сейчас я жду своих сыновей, чтобы срочно поехать с ними на выставку. Книги-то я купила, но, увы, даже самая качественная полиграфия не передает тепла оригиналов. Поэтому НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую – не пропустите эту выставку и вы с детьми. И даже если детей у вас нет, прийти туда без детей у вас не получится: вы просто встретите ребенка в себе..


среда, 10 октября 2012 г.

Марина Абрамович: жизнь=перфоманс

Вчера по рекомендации Шакимы посмотрели документальный фильм о сербской художнице Марине Абрамович «В присутствии художника». Конечно, художником ее можно назвать лишь однобоко переводя английское artist, которое в ее случае скорее уж  означает «артист». Хотя и это не верно: она ничего не играет и не изображает (ни из себя, ни на холсте), предельная честность в творчестве давно стала ее манифестом. 
Короче, в определении ее деятельности я сломала бы не только ногу чёрту, но и голову себе, если бы полвека назад умные люди не придумали слово «перфоманс». Именно этим всю жизнь занимается 63-летняя  Марина Абрамович, которую называют сегодня бабушкой перфоманса.
Мы ее имя раньше не слышали, зато, как оказалось, видели запись одного из ее перфомансов на ГогольФесте пару лет назад.
Ее затеи безумны, радикальны, жестки, удивительны, потрясающи, глубоки… Пересказывать здесь суть ее перфомансов смысла не вижу – лучше посмотрите фильм, он как раз и посвящен необычной судьбе дочери югославских народных героев времен Тито и творческому пути перформерши-ведьмы, в которую превратилась та девочка.  
Центральная тема фильма – последняя (по времени) выходка Абрамович. И она поистине прекрасна. «Artist is present» - так назывался перфоманс, имевший место в Нью-йоркском музее современного искусства. Имевший место, и имевший время. «Имевший» во всех смыслах этого слова, включая непристойный. На протяжении трех месяцев она просто сидела на стуле и смотрела в глаза каждому, кто садился на стул напротив нее. «Просто»!.. Ей удалось создать своим видимым бездействием поле такого напряжения, что люди сутками стояли в очереди, чтобы посмотреть в ее глаза. Ей удалось сузить пространство до точки размером со зрачок и сгустить время до вязкости смолы. Ей удалось довести зрителей-участников (а их за 716 часов перфоманса прошло через музейный зал 750 тысяч!) до замешательства, до смущения, до слез, до тишины, до изменения сознания. Надеюсь, необратимого изменения.

понедельник, 8 октября 2012 г.

"Тавале": краски осени


Вот уже два часа сижу перед пустым вордовским листом. Четыре дня на «Тавале» напрочь отбили способность логично мыслить и связно изъясняться. Зато обострили способность чувствовать и радоваться тому, что чувствуешь. Видеть, как жизнь играет тобой и с тобой, наслаждаться этой игрой. Ощущать течение процесса и с улыбкой отдаваться ему. Делиться этой улыбкой. Собственно, затем и пишу.



Из потребности поделиться...




"Тавале" - это фестиваль практической психологии и духовных практик. Осенний (а вообще проходит этот фест под Харьковом дважды в год) длился 6 дней. За это время можно было посетить 25 мастер-классов, выбрав из... тысячи, наверное. Психологи и эзотерики всех мастей и профилей из Украины, а также ближнего и дальнего зарубежья  делились своими секретами с профессионалами и любителями. Формат уже давно стал классическим и используется многими другими  фестивалями: на линейках, проходящих тут четырежды в день мастера презентуют свой воркшоп, а  участники выбирают, куда пойти, чему отдаться. Психология и психотерапия, арт, телесные практики, эзотерика, бизнес-тренинги, хэндмейд - чего душа желает?
Тут я должна признаться, что на этом "Тавале" члены моей семьи были нерадивыми учениками и по большей части прогуливали все объявленные уроки: Миша постоянно тусил с файерщиками, а по вечерам выступал с ними перед тавалийской публикой, Ростик шатался туда-сюда, впитывая атмосферу, а мы с Димой посетили только мастер-класс по контактной импровизации Инны Фальковой (и это было круто). 




Ну и естественно, мы были на всех встречах-сатсангах у Зарея. Собственно, мы и приехали-то сюда, как участники его мастерской свободного творчества, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде постоянных песен, плясок, перфомансов и прочих творчеств и свобод...
Прежде всего именно Зарею с Шакимой я признательна за состояние, в котором сейчас пребываю (смотри начало текста)))). Ну и конечно, еще нескольким тысячам фестивальщикам, каждый из которых создавал своим присутствием именно ту атмосферу, ради которой мы и приезжаем сюда из года в год. Убери хоть одно лицо из этой мозаики - и изменится она вся. 


среда, 3 октября 2012 г.

Приглашение в Пространство Перехода

"Пространство перехода" - тема нынешнего "Тавале", куда мы отправляемся сегодня ночью. Мы ездим на этот фестиваль практической психологии и духовных практик в Харьков уже... года четыре, наверное, дважды в год - весной и осенью. Поэтому добавить что-то новое в свое искреннее приглашение мне трудно: столько раз я уже писала об этом замечательном фестивале, живописном месте (деревянные домики и палатки среди дубов на холмах пионерлагеря "Ромашка") и главное - о чудесных людях, которых там встречала. Этой весной я даже вела своеобразный репортаж с места событий, делясь впечатлениями в этом блоге каждый день. В апрельских и майских постах можно почитать, кому интересно, что было. Ну, а тем, кто хочет знать, что будет, обещаю по возвращении подробный отчет. Тем же, кто хочет не узнать, а почувствовать, могу сказать одно: приезжайте на "Тавале".


понедельник, 1 октября 2012 г.

Мои Звездные 20 Минут

Вчерашний день, который вполне мог стать обычным воскресеньем, превратился в приключение. А все из-за того, что мы поехали в гости к  друзьям в Днепропетровск. Вообще, путешествия и приключения - для меня слова-синонимы. Согласитесь, если второе еще может произойти без первого, то первого без второго просто не бывает.
Чего стоил подъем в пять утра и путь на электричку, освещаемый полной луной!  А ночное возвращение на маршрутке, когда мы и без того переполненные впечатлениями, еще больше заводились из-за той же луны! Прям хоть вой на нее от восторга))  А между этими двумя дорогами был визит в новый дом наших друзей, приготовления к дню рождения, поедание маффинов работы именинницы, смех и пение, общение с близкими и далекими людьми, сбор яблок в саду и возня с малышами, ну и конечно, мои Звездные Двадцать Минут.
Именно в доме Ромы Кандибура (соорганизатора фестиваля "Сяйво") и в присутствии нескольких десятков людей,  работавшим над фестом или побывавших там, состоялся премьерный показ фильма, который я снимала на "Сяйве". А потом монтировала, проклиная тормозящий компьютер.
Я ощущала себя оскароносным режиссером во время просмотра в Каннах, не меньше. Более благодарной и многочисленной публики в моей жизни еще не было. Благодарная бывала - Дима и дети обычно благожелательны к моим творениям, но немногословны и немногочисленны. Телезрители и интернет-сообщество - многочисленны (надеюсь), но слишком далеки. А тут - толпа живых людей, которые смеются в нужных местах и вполне серьезно мне аплодируют... Кайф.
Итак, вот  фильм, о котором можно было бы сказать, что я соорудила его сама, если бы  не понимание того, что без главного героя - фестиваля, а стало быть и без людей, его создающих, не было бы никакого кина. Спасибо Роме, Стасу, Лене, Наташе, моим родителям и Господу Богу.
:)