среда, 10 октября 2012 г.

Марина Абрамович: жизнь=перфоманс

Вчера по рекомендации Шакимы посмотрели документальный фильм о сербской художнице Марине Абрамович «В присутствии художника». Конечно, художником ее можно назвать лишь однобоко переводя английское artist, которое в ее случае скорее уж  означает «артист». Хотя и это не верно: она ничего не играет и не изображает (ни из себя, ни на холсте), предельная честность в творчестве давно стала ее манифестом. 
Короче, в определении ее деятельности я сломала бы не только ногу чёрту, но и голову себе, если бы полвека назад умные люди не придумали слово «перфоманс». Именно этим всю жизнь занимается 63-летняя  Марина Абрамович, которую называют сегодня бабушкой перфоманса.
Мы ее имя раньше не слышали, зато, как оказалось, видели запись одного из ее перфомансов на ГогольФесте пару лет назад.
Ее затеи безумны, радикальны, жестки, удивительны, потрясающи, глубоки… Пересказывать здесь суть ее перфомансов смысла не вижу – лучше посмотрите фильм, он как раз и посвящен необычной судьбе дочери югославских народных героев времен Тито и творческому пути перформерши-ведьмы, в которую превратилась та девочка.  
Центральная тема фильма – последняя (по времени) выходка Абрамович. И она поистине прекрасна. «Artist is present» - так назывался перфоманс, имевший место в Нью-йоркском музее современного искусства. Имевший место, и имевший время. «Имевший» во всех смыслах этого слова, включая непристойный. На протяжении трех месяцев она просто сидела на стуле и смотрела в глаза каждому, кто садился на стул напротив нее. «Просто»!.. Ей удалось создать своим видимым бездействием поле такого напряжения, что люди сутками стояли в очереди, чтобы посмотреть в ее глаза. Ей удалось сузить пространство до точки размером со зрачок и сгустить время до вязкости смолы. Ей удалось довести зрителей-участников (а их за 716 часов перфоманса прошло через музейный зал 750 тысяч!) до замешательства, до смущения, до слез, до тишины, до изменения сознания. Надеюсь, необратимого изменения.

1 комментарий:

  1. После просмотра этого фильма,вспомнила и просмотрла еще один,снятый Яном Коунен, Амма «Darshan — The Embrace», о "обнимающей матери" Мата Амританандамайи

    ОтветитьУдалить