четверг, 25 октября 2012 г.

Фауст Шванкмайера или Кто управляет марионеткой?

Я сейчас перечитываю "трилогию" Дины Рубиной. Кавычки ставлю из-за непонимания, почему три романа писательницы принято связывать в трилогию: они не объединены ничем, кроме имени автора. Не будем сейчас о сквозных темах, эмоциональном посыле и прочем бла-бла-бла - ни один герой не переходит из романа в роман, какая же это трилогия? Короче, "Почерк Леонардо" с удовольствием проглотила и перешла к "Синдрому Петрушки". А это, если кто не знает, книга о куклах, кукловодах и кукольниках. Ну на самом деле о судьбе, свободе и любви, конечно, но в антураже кукольного театра. И так мне захотелось приобщиться к образцам высокого искусства! Посмотреть какие-нибудь номера великих кукловодов или хотя бы многосерийный документальный фильм об истории кукольного театра, который так поразил в детстве...  
Увы, интернет-поиски  не увенчались особым успехом, я в этом деле вообще неудачница, никогда ни черта в сети не могу найти. Если что-то и попадается важное или интересное, то только случайно. На запросы "театр кукол" выпадают всякие организации из Мухосранска, а на ключевые слова "кукловод" и "марионетка" и вовсе политические памфлеты. Пожаловалась Диме, а он вспомнил кино, которое мы смотрели лет десять назад - что-то там о Фаусте, чешское, кажется, и с марионетками. 
И я нашла! Вчера всей семьей упивались шедевром Яна Шванкмайера "Урок Фауста". Оказалось, что этот сюровый визуальный эксперимент над мозгами зрителя - дебютный полный метр чешского режиссера-аниматора. В нем он недрогнувшей рукой смешал гиперреалистичную игру актеров,  мистичность гигантских марионеток и выразительность пластилиновой анимации. События, известные нам по пьесе Гёте (а на самом деле разыгрываемые на  европейских кукольных подмостках-ширмах задолго до написания великим немцем классического произведения) разворачиваются то в наши дни (точнее, в начале 90-х), то в 19 веке, а то и вовсе в  безвременье искусственного пространства. Мрачный абсурд кажется бессмысленным только на первый взгляд, постепенно все будто бы случайные детали сюжета находят свое место в сознании зрителя и складывается неповторимый паззл о вечном: о борьбе света и тьмы. 
В общем, развлекательным зрелищем этот шедевр арт-хауза не назовешь, но не всё же сериалами упиваться, правда? Настойчиво рекомендую тем, кто любит эксперименты в кинематографе, эксперименты над собственным сознанием  и эксперименты вообще.

Только что нашла его же фильм "Алиса"!!!!! Потираю руки в предвкушении вечера....... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий