пятница, 14 декабря 2012 г.

Вальдорфская сказка о счастливом детстве


Вчера имела счастье пообщаться с представителями вальдорфского движения города Днепропетровск. Представляете, у них уже 15 лет работает государственная (!!) вальдорфская школа. Я в свое время изучала всякие методики развития детей (от Никитиных до Монтессори и Домана) и вальдорфская всегда казалась мне самой революционной, а значит, нежизнеспособной в условиях капиталистического тоталитаризма. Однако же вот: существует! Все-таки недаром говорят, что жизнь сама себя оберегает, не дает задушить островки, где  воспитываются Люди.
Не буду сейчас распространяться об антропософском учении Штайнера, которое легло в основу  вальдорфской методики. Просто приведу в качестве примера отдельные факты, которые поражают\радуют лично меня больше всего. А вы просто поверьте (или проверьте, если интересно), что все эти факты объединены очень прочной и последовательной системой, для которой не существует мелочей.
В саду играют только рукодельными игрушками из натуральных материалов;
до семи лет не дают никакой интеллектуальной нагрузки, чтобы не мешать формироваться физическому телу ребенка, при этом по психологическим показателям вальдорфские дети опережают своих сверстников;
в школе до 8-го класса не ставят оценок;
с 4 до 17 лет и мальчики и девочки активно занимаются рукоделием: шьют, вяжут, столярничают, плетут из лозы, работают с медью и камнем;
большое значение уделяется музицированию, пению и танцу;
ни ученики, ни учителя в школе не пользуются мобильными телефонами;
как минимум до 5-го класса настойчиво рекомендуют держать ребенка подальше от компьютера;
а еще в садике каждая кроватка накрыта балдахином-халабудкой!

 И вот на закуску парочка вырванных из контекста  интервью слов Ольги Передерий, учителя днепропетровской вальдорфской школы с 15-летним стажем.
"Вальдорфская педагогика говорит о семилетних циклах развития. Первые семь лет развивается физическое тело ребенка, следующие семь лет – эфирное (мир чувств, душевных переживаний), с 14 до 21 – астральное, когда происходит интеллектуальное становление. И только в 21 год рождается полноценное «я» человека, а до этого возраста человек нуждается в мудром сопровождении".

"Дети этого возраста – это зеркало семьи, они отражают жизненную позицию родителей. Вальдорфские родители – это люди сознательные, пробужденные и ищущие, они готовы меняться, они открыты принципам вальдорфской педагогики. Только в троичной системе дети-школа-семья ребенок может развиваться гармонично".

"Ни в коем случае ребенок не должен слушать каждый день новую сказку. Как минимум три дня ребенку нужно, чтобы прожить одну историю. Каждый день у него возникают новые образы, он все глубже погружается в эту историю, развивает память. А память связана с эфирным и с физическим телом, благодаря развитию памяти ребенок становится более здоровым. В общем, мелочей в Вальдорфской педагогике нет". 



Комментариев нет:

Отправить комментарий