Вчера имела счастье пообщаться с представителями
вальдорфского движения города Днепропетровск. Представляете, у них уже 15 лет
работает государственная (!!) вальдорфская школа. Я в свое время изучала всякие
методики развития детей (от Никитиных до Монтессори и Домана) и вальдорфская
всегда казалась мне самой революционной, а значит, нежизнеспособной в условиях
капиталистического тоталитаризма. Однако же вот: существует! Все-таки недаром
говорят, что жизнь сама себя оберегает, не дает задушить островки, где воспитываются
Люди.
Не буду сейчас распространяться об антропософском учении
Штайнера, которое легло в основу вальдорфской методики. Просто приведу в
качестве примера отдельные факты, которые поражают\радуют лично меня больше
всего. А вы просто поверьте (или проверьте, если интересно), что все эти факты
объединены очень прочной и последовательной системой, для которой не существует
мелочей.
В саду играют только рукодельными игрушками из натуральных
материалов;
до семи лет не дают никакой интеллектуальной нагрузки, чтобы
не мешать формироваться физическому телу ребенка, при этом по психологическим
показателям вальдорфские дети опережают своих сверстников;
в школе до 8-го класса не ставят оценок;
с 4 до 17 лет и мальчики и девочки активно занимаются
рукоделием: шьют, вяжут, столярничают, плетут из лозы, работают с медью и
камнем;
большое значение уделяется музицированию, пению и танцу;
ни ученики, ни учителя в школе не пользуются мобильными
телефонами;
как минимум до 5-го класса настойчиво рекомендуют держать
ребенка подальше от компьютера;
а еще в садике каждая кроватка накрыта
балдахином-халабудкой!
И вот на закуску парочка вырванных из контекста
интервью слов Ольги Передерий, учителя днепропетровской вальдорфской
школы с 15-летним стажем.
"Вальдорфская педагогика говорит о семилетних циклах
развития. Первые семь лет развивается физическое тело ребенка, следующие семь
лет – эфирное (мир чувств, душевных переживаний), с 14 до 21 – астральное, когда
происходит интеллектуальное становление. И только в 21 год рождается
полноценное «я» человека, а до этого возраста человек нуждается в мудром
сопровождении".
"Дети этого возраста – это зеркало семьи, они отражают
жизненную позицию родителей. Вальдорфские родители – это люди сознательные,
пробужденные и ищущие, они готовы меняться, они открыты принципам вальдорфской
педагогики. Только в троичной системе дети-школа-семья ребенок может
развиваться гармонично".
"Ни в коем случае ребенок не должен слушать каждый день
новую сказку. Как минимум три дня ребенку нужно, чтобы прожить одну историю.
Каждый день у него возникают новые образы, он все глубже погружается в эту
историю, развивает память. А память связана с эфирным и с физическим телом,
благодаря развитию памяти ребенок становится более здоровым. В общем,
мелочей в Вальдорфской педагогике нет".
Комментариев нет:
Отправить комментарий