вторник, 18 декабря 2012 г.

О тьме вагонной и свете Цветкова

Внимательный читатель сего блога, изучая вчерашний пост о литературном перфомансе Сергея Жадана, конечно же, догадался, что в субботу я была в Киеве. Точнее, не я, а мы - Ростик, Алина и я - три фаната поэзии и личности Жадана. В воскресенье Аля отправилась во Львов, а мы с Ростом - в Запорожье. Ехать пришлось днем, на поезде Киев-Симферополь. Сели в поезд в час дня. В четыре включилось освещение в вагоне. В пять - отключилось. Естественно, я тут же направляюсь к проводникам для прояснения наших обстоятельств и перспектив. У них в купе светло, так что они не подозревают о мрачной ситуации в остальном вагоне. Легким движением руки тетя-проводник возвращает пассажирам свет. 
Через час он тухнет снова. Сценарий повторяется с точностью до интонаций.   
Еще через час он снова гаснет... Не желая прослыть какой-то скандалисткой, я сижу в ожидании, что кто-то другой из пассажиров отправится к проводникам. Не тут-то было. Девушка в нашем купе печально вздохнув, закрыла и спрятала в сумку книгу. Парочка на боковых сиденьях продолжила играть в карты, подсвечивая тузов телефонами. Парень на верхней полке продолжил смотреть кино в ноуте. Бабушка в соседнем повернула газету с кроссвордом к окну, из которого прорывался свет от фонарей проезжаемой станции.
Короче, опять пошла я. И ходила еще раз пять, пока в восемь вечера проводница не вызвала "поездного" - такого мастера-починястера. Он что-то долго клацал, переключая режимы, пока не установил ночной и сообщил, что теперь будет так, во веки веков. Ночной свет в плацкартном вагоне - это такое орудие пытки: и спать не получается, и не спать тоже не получается... В восемь-то вечера...
Состояние Укразализныцы меня не удивляет уже давно. И отношение к пассажирам со стороны ее сотрудников тоже. Но вот эти самые пассажиры удивили. Неужели всем кроме меня безразлично, перемещаться в пространстве при свете или в полумраке, а то и вовсе темноте? Может, все такие аскеты и стоики, одна я - балувана? 
Ростик предложил в следующую поездку захватить фонарик на липучке, который можно будет прилепить к полке над головой и спокойно читать, вязать, писать и играть (именно этим мы пытались заниматься в пути). Ну а в этот раз фонарика не взяли, поэтому мне пришлось дочитывать книгу в том свете, который был, точнее, которого не было. 
А книга была непростая - "После прочтения уничтожить" известного российского радикала и анархиста Алексея Цветкова. К фильму братьев Коэнов это исследование революционных движений в современном мире никакого отношения не имеет. Вот последняя страница книги, которую я дочитывала наощупь.

" ...самое, казалось бы, место призвать всех наемных работников к самоорганизации, освобождению сознания, захвату средств производства, преодолению отчуждения и к социальной революции, как ее понимали Грамши, Лукач и Ульрика Майнхоф, и на этом закончить текст. Но призывать не буду. Уже делал это не раз и не два и выяснил — не действенно. В конце концов, чем дольше длится их власть, тем драматичнее будет расплата. Вместо призывов предлагаю всем потенциальным партизанам просто потренироваться, чтобы быть в форме.
Упражнение первое. Научись не узнавать себя в зеркале. То есть, глядя туда, видеть, что перед тобой скафандр. Устройство. «Контейнер», как выражаются американские сектанты.
Упражнение второе. Сумей усмотреть не то, что там должно быть, в любых закрытых помещениях и не проницаемых зрением объемах. Айсберг замерзшего винограда вместо аудитории за дверью, например. Или красноглазую жабу под меховой шапкой идущего впереди почтенного пешехода. Слитки золота в коробке телевизора. Живую кожу под обоями на стене.
Упражнение третье. Спрашивай себя за любым делом: «Что бы я мог сейчас вместо этого?». В смысле, что было бы круче? Повтори этот вопрос к выдуманному действию. Например: что бы я мог вместо сидения на этой галимой лекции? Посмотреть тот потрясный фильм. А вместо фильма? Снять тот потрясный фильм, который сам давно придумал. А вместо съемок? Сняться самому в рекламе… А вместо? Поджечь рекламируемый… А вместо поджога? Дотронуться до… обеими руками. Натренируй себя легко задавать это мысленный вопрос до десяти раз подряд и так же легко отвечать себе.
Упражнение четвертое. Смоги, закрыв глаза перед сном, вообразить себя со стороны. Как ты расположен в комнате, какие вокруг предметы? Если это получается, представь себя, смирно лежащего, внутри квартиры. Кто в других комнатах? Потом внутри дома. Внутри улицы. Района, города, страны, материка. На поверхности третьей планеты. На периферии галактики. Все время увеличивай масштаб. Успех не в реализме, а в яркости и детальности этого внутреннего мультфильма.
Упражнение пятое. Вспомни свои предыдущие жизни. Нужно увидеть, где, когда и с кем ты жил, с чего это началось и как закончилось. Надеюсь, понятно, что верить в реинкарнацию для этого совершенно не обязательно.
Упражнение шестое. Просыпайся каждый день и выбирай себе новые политические убеждения, художественные вкусы, сексуальную ориентацию. Воспринимай окружающее сквозь выбранную роль как можно честнее и детальнее. Испробуй все типы людей, какие знаешь и можешь выдумать. Стало получаться? Легко? Попробуй перестать играть в это. Кто ты теперь?

Ноль.

Слышишь машинный скрип и электронное журчание у себя внутри? Чувствуешь, как бьется там живая пятиконечная звезда? Все вещи перестали быть товаром, польза больше не измеряется прибылью, и ничьи слова ничего не прячут. Теперь ты сам можешь то, что раньше делали за тебя. Читать тебе больше ничего не нужно, поэтому я перестаю писать."


Комментариев нет:

Отправить комментарий