четверг, 17 июля 2014 г.

ARTPOLE.IF: Живое пение и "Жива ватра"

В предыдущих трех постах я поделилась своими впечатлениями о международной творческой лаборатории ARTPOLE.IF, рассказав о самом свежем, самом важном и самом интересном. На десерт оставила рассказ о самом сладком - о том, что впечатлило приятнее и сильнее всего. Разумеется, впечатлило меня - сии записки вообще сугубо субъективны (тем более, что в объективность в отдельно взятой голове я не верю в принципе).
Ежедневно, игнорируя все другие захватывающие предложения, я на три часа ныряла в мастерскую Ульяны Горбачевской "Поиск первозвука".


Если объяснять очень поверхностно, то можно сказать, что мы там пели. А если попытаться углубиться в суть... Там я узнала и, главное, почувствовала, что "песня не внутри, она постоянно звучит снаружи, нужно только ее услышать и подхватить", соответственно "петь надо не горлом, а ушами", "работать над голосом не стоит, он найдется сам во время пения, по дороге", "если, запевая, не хочешь сделать окружающее пространство лучше, то не стоит и начинать", "когда во время пения старательно выкладываешься, энергия только прибывает" (прошу прощения у Ульяны за неточность цитат). Пение народных песен - это оказывается вовсе не взятие нужных нот в соответствии с мелодией. Это даже не накладывание на эту мелодию слов, которые, по мнению Горбачевской, в народной песне первичны. Пение это скорее рисование картины, или съемки фильма, или воссоздание ушедшего, но при этом вечного мира, или проживание новой судьбы. Мы пели - или точнее жили - купальскую, чумацкую и козацкую песни. 
Благодаря артистизму, харизме, таланту Ульяны все три десятка человек, собравшихся на мастер-классе, увидели и почувствовали зной бескрайней степи (ее создают басы и теноры) и жгучее солнце в выгоревшем небе ("сопраны - вы свердло до неба!"). А еще жажду уставших волов, тоску захворавшего чумака и горечь семьи, потерявшей кормильца ... заплакали діііти, що батькаа нема... Во время усердного освоения песни купальской я всерьез пропиталась необъяснимой, но реальной магией природы и сакральностью украинских ритуальных песен. Когда мы пели козацкую, вокруг вырастали горы и парили орлы и слышен был свист турецкого ятагана... На фоне всех этих чудес тот факт, что я обнаружила новую глубину своего голоса, показался предсказуемой обыденностью. Ну это к слову о приоритете процесса над результатом.
По окончании мастер-классов я поинтересовалась у Ульяны, почему украинские песни в основной своей массе так печальны. "Какая история, такие и песни" - ответила певица и этно-исследователь. И добавила, что на самом деле за самыми печальными словами и самыми минорными мелодиями в наших песнях стоит не грусть, а несгибаемая воля и красота.

Подтверждением того, что эти качества и есть определяющими в менталитете и жизни украинца, стал для меня фильм Остапа Костюка "Жива ватра". На полуразрушенной стене малой сцены ARTPOLE.IF предпремьерный показ этого шедевра выглядел особенно органичным. Я вообще не фанат документального кино, тема сохранения овчарства в Украине мне тоже не особенно близка. Тем не менее именно эту ленту я смотрела с открытым от восхищения ртом и навернувшимися от полноты чувств слезами.  В каждом плане - живая, неподдельная красота. Причем не только красота живописных в любое время года Карпат и пасторальных овечих стад. Но и красота вроде бы неказистого быта хуторян, красота хлева, красота лиц и жестов, красота самой живой жизни. Такой как она есть. Фильм-то документальный. Естественность, натуральность происходящего ощущается в каждой сцене, при этом в наличии имеется четко выстроенная и изысканно закрученная сюжетная линия. Герои фильма - три поколения реальных овчаров из Ивано-Франковской области настолько органичны в кадре, что аплодировать хочется каждому их взгляду и слову. Как человек, имеющий отношение к камере, знаю, что это заслуга оператора и режиссера. Ну а заслуга героев фильма в том, что они делают в реальности своей жизни - сохраняют уходящее искусство, ни много ни мало. И это уже про несгибаемую волю. 
Хочу закончить искреннейшими благодарностями - Остапу Костюку, Ульяне Горбачевской и всем, кто называет себя ARTPOLE.IF за то, что вышеописанное случилось в моей жизни. спасиБо

Комментариев нет:

Отправить комментарий