Вуличний Універсітет Лицарів Культури ведет свою просветительскую деятельность в Запорожье уже несколько месяцев. Наконец и мы решили немного просветиться в ВУЛИКе. И не пожалели. Почти. Впрочем, обо всем по порядку.
Суть уличного университета в том, что организаторы (а причастны к этому замечательному делу Ассамблея деятелей культуры и центр искусств Арт-Простор) приглашают лектора и объявляют тему его доклада в соцсетях. Все желающие приходят на открытую площадку около экс-ДК Кирова, а ныне Арт-Простора. И абсолютно безвозмездно внимают мудрости. Затея просто великолепная, по-моему. Конечно, лекцию на любую тему (не говоря уж просто о статьях и книгах) можно сегодня найти и в интернете. Но живая встреча не сравнится с просмотром записи, согласитесь. Тут и вопросы можно задать выступающему, и с людьми пообщаться на интересную для тебя тему. И вообще почувствовать себя вечным студентом, для которого знания важнее корочки. Мне очень понравилось.
Предыдущие четыре лекции были посвящены истории Украины 1918-1924 годов. Мы, увы, на них не попали, хотя тема более чем актуальна и интересна именно сегодня. Более интересной и обсуждаемой в нашем доме в последние годы можно считать только тему "История украинского языка". Представьте себе мою радость, когда я узнала, что именно об этом пойдет речь на ВУЛИКе 23 июля! А теперь представьте себе мое разочарование, когда на протяжении первых десяти минут лекции я поняла, что планы изменились и речь пойдет об исторической памяти и фольклоре. Не спорю, это тоже весьма интересно, но я бы предпочла узнать об изменениях заранее и соответственно спланировать свое время.
Вообще, насколько я поняла эта встреча была самой массовой - присутствовало больше пятидесяти слушателей разного возраста, социального статуса и степени неформальности. Не удивлюсь, что их, как и меня, интересовала конкретная тема. Ну и еще, заканчивая с конструктивными замечаниями, скажу, что иногда голос докладчика было не очень хорошо слышно в задних рядах.
Рассказывала о сохранении, передаче и искажениях исторической памяти доктор филологических наук Ирина Павленко. Рассказывала интересно, живо и увлекательно, за что отдельное спасибо. На чем базируется историческая память? Во-первых, на записях, начиная с летописей. Но на их объективность сильно влияет личность писца и политическая ситуация, имеющая место в тот момент. Во-вторых, на том, что передается через устное народное творчество из поколения в поколение (прозовые сказы, исторические песни, думы). Однако и эти свидетельства нельзя считать достоверными из-за естественных и искусственных искажений. По словам лектора, первое вмешательство с внесением корректив в коллективную память произошло еще во время христианизации Руси. В-третьих, историческая память сохраняется в каждом отдельно взятом человеке, помнящем события, свидетелем которых он был лично. Можно было бы счесть эти свидетельства наиболее честными, если бы не субъективность взгляда участника событий и отсутствие перспективы в его восприятии. Доказательство - рассказы свидетелей о событиях в послевоенной Западной Украине. Истории нет, есть только истории. Таковы выводы, которые я сделала из услышанного. Поделиться своими мыслями с присутствующими не успела, из-за того, что наступило время комаров. А значит, закончилось время студентов. Впрочем, высказаться - не главное. Главное - задуматься. Спасибо рыцарям культуры за то, что дают для этого повод.
Суть уличного университета в том, что организаторы (а причастны к этому замечательному делу Ассамблея деятелей культуры и центр искусств Арт-Простор) приглашают лектора и объявляют тему его доклада в соцсетях. Все желающие приходят на открытую площадку около экс-ДК Кирова, а ныне Арт-Простора. И абсолютно безвозмездно внимают мудрости. Затея просто великолепная, по-моему. Конечно, лекцию на любую тему (не говоря уж просто о статьях и книгах) можно сегодня найти и в интернете. Но живая встреча не сравнится с просмотром записи, согласитесь. Тут и вопросы можно задать выступающему, и с людьми пообщаться на интересную для тебя тему. И вообще почувствовать себя вечным студентом, для которого знания важнее корочки. Мне очень понравилось.
Предыдущие четыре лекции были посвящены истории Украины 1918-1924 годов. Мы, увы, на них не попали, хотя тема более чем актуальна и интересна именно сегодня. Более интересной и обсуждаемой в нашем доме в последние годы можно считать только тему "История украинского языка". Представьте себе мою радость, когда я узнала, что именно об этом пойдет речь на ВУЛИКе 23 июля! А теперь представьте себе мое разочарование, когда на протяжении первых десяти минут лекции я поняла, что планы изменились и речь пойдет об исторической памяти и фольклоре. Не спорю, это тоже весьма интересно, но я бы предпочла узнать об изменениях заранее и соответственно спланировать свое время.
Вообще, насколько я поняла эта встреча была самой массовой - присутствовало больше пятидесяти слушателей разного возраста, социального статуса и степени неформальности. Не удивлюсь, что их, как и меня, интересовала конкретная тема. Ну и еще, заканчивая с конструктивными замечаниями, скажу, что иногда голос докладчика было не очень хорошо слышно в задних рядах.
Рассказывала о сохранении, передаче и искажениях исторической памяти доктор филологических наук Ирина Павленко. Рассказывала интересно, живо и увлекательно, за что отдельное спасибо. На чем базируется историческая память? Во-первых, на записях, начиная с летописей. Но на их объективность сильно влияет личность писца и политическая ситуация, имеющая место в тот момент. Во-вторых, на том, что передается через устное народное творчество из поколения в поколение (прозовые сказы, исторические песни, думы). Однако и эти свидетельства нельзя считать достоверными из-за естественных и искусственных искажений. По словам лектора, первое вмешательство с внесением корректив в коллективную память произошло еще во время христианизации Руси. В-третьих, историческая память сохраняется в каждом отдельно взятом человеке, помнящем события, свидетелем которых он был лично. Можно было бы счесть эти свидетельства наиболее честными, если бы не субъективность взгляда участника событий и отсутствие перспективы в его восприятии. Доказательство - рассказы свидетелей о событиях в послевоенной Западной Украине. Истории нет, есть только истории. Таковы выводы, которые я сделала из услышанного. Поделиться своими мыслями с присутствующими не успела, из-за того, что наступило время комаров. А значит, закончилось время студентов. Впрочем, высказаться - не главное. Главное - задуматься. Спасибо рыцарям культуры за то, что дают для этого повод.
Комментариев нет:
Отправить комментарий