вторник, 15 января 2013 г.

Делаем уроки всей семьей?


Только что произошла спонтанная дискуссия с девушками-коллегами на тему «делаем уроки всей семьей». Ну, честно говоря, не столько дискуссия, сколько диктаторское навязывание моего авторитетного (авторитарного?) мнения всем окружающим. В свое оправдание скажу, что у одной коллеги детей пока еще нет, а у второй парню пять лет. Мною же за почти полтора десятка лет двойного материнства уже сделано столько ошибок, что не поделиться опытом я, сами понимаете, не могла.


А заключается моя убежденная позиция в том, что каждый из нас должен получить свои уроки сам. Причем, речь не только о Жизненных Уроках, а и о банальных школьных. В этом случае, правда, принято говорить не «получить», а «поучить», но суть от этого не меняется. Ведь если подумать, то каждый родитель поймет, что уроки для того и задаются, чтобы ребенок их сделал сам – они по определению должны быть ему посильны. Конечно, не нужно отказывать детям в помощи, если они за ней обращаются, но ведь обычно бывает совсем по-другому: инициатива исходит от родителя на все 100%. «Тебе пора делать уроки!», «Как ты написал эту букву?!», «Ты же неправильно тут все решил!», «Что тебе еще задали?!». Все это, как правило, произносится именно с большим количеством восклицательных знаков, то есть на повышенных тонах и с претензией.
Не лучше ли воспользоваться домашними заданиями, как поводом воспитать в чаде силу воли, самостоятельность и ответственность за свои поступки, которая подразумевает и осознание их последствий. И мне кажется правильнее, если в качестве последствий выступает плохая оценка, полученная в школе, а не крики в доме. Последствия плохих оценок стоит донести до ребенка, но дальше пусть уж он разбирается сам: хочет ли он после окончания школы работать дворником или претендует на нечто большее. Хотя, положа руку на сердце, вменяемый взрослый человек понимает, что успеваемость в школе редко бывает напрямую связана с последующей успешностью во взрослой жизни. А успешность редко бывает связана напрямую с ощущением счастья…  
И вот это меня пугает гораздо больше. Когда способность быть-счастливым-каждый-миг-и-просто-так  с самого детства забивается дурацкими требованиями, когда естественный интерес к жизни и ее познанию уничтожается бесконечными подготовками – к поступлению, к урокам, контрольным, экзаменам, снова к поступлению... Вот почему словосочетание «подготовка к контрольной» никого не удивляет? Ведь контрольная по сути – это контроль уровня знаний, полученных в ходе обучения, тогда зачем готовиться к этому контролю? Надо просто делать то, что должно ежедневно, а не форсировать события перед проверкой. И не только в школе или на работе. А и вообще. В жизни.
По-моему так.

Комментариев нет:

Отправить комментарий