Я часто проявляю недовольство жесткостью школьной да и вузовской программы, восхищаясь американской системой. Там вроде бы студенты могут сами формировать свою программу, определяя, какие именно предметы им хочется изучать, кроме обязательных специальных. Вот написала эти слова и засомневалась, а вдруг я что-то перепутала...
Википедия разрешила мои сомнения: "В самых больших университетах абитуриент обычно должен поступать на определённый факультет, но в большую часть вузов он поступает в вуз вообще. Даже там, где нужно поступать на факультет, есть способы перейти с факультета на факультет и возможно иметь статус «нерешившего»... В других вузах студент должен решить, в чём специализироваться, в конце первого, а иногда второго курса. Иногда в дополнение к основной специальности (англ. major) можно добавить одну или более дополнительных (англ. minor) специальностей, а иногда можно выбрать две или даже три основных специальности...".
Такая система мне, как человеку разносторонних и часто меняющихся интересов, представляется очень привлекательной. А вот вчера перечитывала "Игру в бисер" Гессе и наткнулась на такой пассаж:
"...Как раз для талантов кнехтовского типа, которых не
заставляет рано сосредоточиться на каком-то специальном предмете какая-то одна
способность, талантов, по сути своей устремленных к целостности, к синтезу и
универсальности, эта весна свободы в занятиях нередко бывает порой огромного
счастья, чуть ли не опьянения; без предшествовавшей дисциплины элитной школы,
без душевной гигиены упражнений в медитации и без мягкого контроля
Педагогического ведомства эта свобода представляла бы для таких талантов
большую опасность и была бы для многих роковой, какой и становилась для
несметного множества высоких дарований во времена, когда еще не существовало
нашего нынешнего уклада, в докасталийские века. В высших учебных заведениях той
доисторической поры в иные времена было просто полным-полно фаустовских натур,
несшихся на всех парусах в открытое море наук и академической свободы и
терпевших всяческие кораблекрушения из-за необузданного дилетантства; сам Фауст
– классический пример гениального дилетантства и его трагизма".
Получается, что свобода выбора приносит свои плоды только в случае, когда человек способен к самодисциплине, самоорганизации и самоограничению. В противном случае - ничего путного не выйдет, одни поскакушки по вершкам, аматорство и дилетантство. И я тому лучшее подтверждение))
аяяй...абсолютно согласна и являю собой аналогичный случай...иногда огорчающий, но чаще радующий)))
ОтветитьУдалить