четверг, 23 января 2014 г.

После прочтения... перечитать

Считается, что читатели делятся на две категории: те, что читают книгу один раз и те, что перечитывают. Я лично считаю, что первая категория - никакие не читатели вовсе. Настоящий читатель готов начать перечитывать хорошую книгу, едва перевернув последнюю страницу. Что уж говорить о возвращении к книге через некоторое время! Меняюсь я, мое мировосприятие да и сам мир вокруг, и книга воспринимается совершенно иначе. Или открывается новыми гранями. Или дает возможность проникнуть в себя глубже. Или просто в очередной раз дарит всё такое же удовольствие.
В моей жизни не было, пожалуй, книги, которая мне по-настоящему понравилась и которую я бы не перечитала. Среди них есть, конечно, шедевры, есть образцы интеллектуальной прозы, в которых с первого раза и не разберешься, есть великие произведения, которые обязан время от времени перечитывать культурный человек. Я люблю Набокова, Борхеса, Паланика и прочих Кортасаров-Пелевиных. Но чаще всего я перечитываю совсем другие книги. Это просто книги,
открывая которые, я как будто возвращаюсь домой. Туда, где всегда хорошо, уютно, спокойно, весело, тепло, интересно, короче, хорошо.
Эти книги я читаю, когда накатывает ноябрьская депрессия, когда февральские морозы
заставляют спрятаться под одеялом на весь день, когда я прихожу в любимые места в Крыму, когда я одна дома и  кофе удался, когда у меня мало времени на погружение в нечто серьезное, когда нет желания рисковать, открывая  новое.

Конечно, от многократного перечитывания рано или поздно любая книга выдыхается. Кроме того, и во мне что-то меняется. Поэтому любимые книги многократного использования время от времени меняются. Вот мои эпохи, обозначенные текстами-одеялами, текстами-пирожными, текстами-объятиями, в общем текстами, которые я перечитываю до заучивания наизусть.
с 10 до 14 - Пеппи-Длинный Чулок и Карлсон
с 14 до 17 лет - Мумми-Троль
с 17 до 19 - романы Агаты Кристи
с 19 до 23 - Винни-Пух и Карлсон
с 23 до 28 - Властелин колец
с 28 до 32 - Гарри Поттер
с 32 до 35 - романы Акунина
сейчас - книги Макса Фрая (а также изредка, по настроению - предыдущие четыре пункта)

А какие книги перечитываете вы?

2 комментария:

  1. Вчера дочитал "Собачье сердце". Вслух. Пооблетевшые было(после попытки просмотров разных кин про "М и М") лавры писателя Булгакова полностью восстановлены. Или так: реставрированы и дополнены новыми листочками. Булгаков - Писатель! Ну, а Бортко - Художник! Пытался не представлять Евстигнеева с Толоконниковым, не копировать их интонации, - получалось. Но ненадолго...

    ОтветитьУдалить
  2. Я по твоей классификации почти нечитатель. Я не перечитываю. У меня всегда в планах столько ещё непрочитанных книг, что жалко времени. Перечитывать я только планирую. Ну когда прочитаю всё новое :) А вот прослушиваю часто любимые аудиокнигии. Тоже всегда нахожу что-то новое и удивляюсь, как я раньше не замечала чего-то или успела забыть. В детстве это были любимые пластинки - про Чебурашку с Геной, про Крошечку-Хаврошечку. А сейчас это как правило классика - Бунин, Тургенев, Толстой, Чехов.

    ОтветитьУдалить