четверг, 31 июля 2014 г.

о мамском чувстве вины

Порой во мне взыгрывают муки совести по поводу того, что я неправильная мать. Это происходит, когда я слышу, что кто-то гуляет с малышом дважды в день, ежедневно его купает в определенное время - перед сном, делает массаж и зарядку... Собственно, все мои знакомые мамы делют это. Но не я. Как-то некогда: то мы живем две недели в палатке - как там ванну примешь? То мы купаемся целыми днями в реке - недосуг зарядкой заниматься. То лазим по траве полдня - не до массажа... И спит у нас ребенок между делом - где придется и когда ему захочется. Не говоря уж про ест. Мы целую папку организовали для фоток  на тему "Где мама кормила Стёпу". И прикорм у нас не педиатрический, а педагогический - с общего стола, когда Степаша попросит. И игрушки мы с собой не берем, когда куда-то едем - ведь всюду есть листики и палочки, не говоря уж о маминых браслетах...
Должна признаться, что муки совести не долго меня истязают. Времени на них особо нету. Но вот сегодня уделила этому делу минут 15 (пока Стёпа плескался в тазике, стоящем на траве во дворе) и поняла: ведь такой способ выращивания детей - естественный. И необходимость проводить какие-то специальные процедуры вызвана как раз отсутствием условий для нормального их проживания. Я уверена, что ребенку, чья двигательная активность не ограничивается недостатком места или чрезмерной маминой заботой, не нужна никакая зарядка. И специальные закаливающие процедуры тоже не обязательны для ребенка, который целый день ходит голый и купается в естественных водоемах с той температурой, что Бог послал, а не папа термометром отмерял. И готовить отдельные пюрешки для прикорма не надо, если вся семья ест нормальную здоровую пищу.  В общем, думаю, нам просто повезло с условиями жизни и посему особых дополнительных усилий от меня не требуется для того, чтобы Стёпа нормально рос и развивался. И еще периодически напоминаю себе, что ребенок приходит именно к тем родителям, которые ему нужны. Значит, моим трем пацанам понадобились именно такие раздолбаи, как мы с Димой. А нам - именно такие офигенные чувачки как Ростик, Миша и Стёпа.
P.S. Сегодня во время обсуждения вопроса, куда поступать через год, Ростик признался, что хочет учиться в другом городе, но жить предпочел бы дома. "Мне так бесконечно классно дома со всеми вами, что я не представляю себе, что нужно сделать, чтобы где-то было еще лучше". Потешил мое мамское самолюбие, ничего не скажешь.    

понедельник, 28 июля 2014 г.

С моста в пустоту и безмолвие


Суббота получилась бесконечно долгой и безумно классной.  Мы катались на катере наших друзей, рассекали по Днепру на шайбе-таблетке, устроили пикник на пляжике в хортицких плавнях, прыгали со скал, ныряли на фарватере… Но самое главное было еще до этого.

Мы прыгали с арочного моста!

Тут надо заметить, что под словом «мы» далеко не всегда подразумевается «я и другие». В моем случае зачастую «мы» - это, например, мои дети. Так и в этот раз. Роуп-джампингом с командой «Железный мост» занимались именно они. Дима со Степой за этим прекрасным безобразием наблюдали, а мы с Алиной снимали. Вообще-то снимал и Ростик (когда не прыгал). Главной нашей задачей как раз и были съемки совершенно особенного ролика… Ростику еще предстоит смонтировать всё отснятое, а вам – оценить результат, когда он будет готов.  Пока можете посмотреть, как это было, в маленьком промо-ролике - тут.
По поводу впечатлений ребят от самого свободного падения с высоты 40 метров, то они весьма различаются. Ростик сказал, что впервые по-настоящему пребывал в настоящем моменте, понял истинную суть выражения «здесь и сейчас» и наконец ощутил полную пустоту в голове. Миша наоборот отметил, что за эту секунду (всего-то!!) у него в голове столько мыслей пронеслось, сколько обычно в час не вмещается, и вообще эта секунда не была равна всем остальным – обычным – секундам жизни. Оба сошлись на том, что опыт этот ни с чем не сравним, но к счастью повторим.


пятница, 25 июля 2014 г.

О рыцарях культуры и ВУЛИКе

Вуличний Універсітет Лицарів Культури ведет свою просветительскую деятельность в Запорожье уже несколько месяцев. Наконец и мы решили немного просветиться в ВУЛИКе. И не пожалели. Почти. Впрочем, обо всем по порядку.

Суть уличного университета в том, что организаторы (а причастны к этому замечательному делу Ассамблея деятелей культуры и центр искусств Арт-Простор) приглашают лектора и объявляют тему его доклада в  соцсетях. Все желающие приходят на открытую площадку около экс-ДК Кирова, а ныне Арт-Простора. И абсолютно безвозмездно внимают мудрости. Затея просто великолепная, по-моему. Конечно, лекцию на любую тему (не говоря уж просто о статьях и книгах) можно сегодня найти и в интернете. Но живая встреча не сравнится с просмотром записи, согласитесь. Тут и вопросы можно задать выступающему, и с людьми пообщаться на интересную для тебя тему. И вообще почувствовать себя вечным студентом, для которого знания важнее корочки. Мне очень понравилось.
Предыдущие четыре лекции были посвящены истории Украины 1918-1924 годов. Мы, увы, на них не попали, хотя тема более чем актуальна и интересна именно сегодня. Более интересной и обсуждаемой в нашем доме в последние годы можно считать только тему "История украинского языка". Представьте себе мою радость, когда я узнала, что именно об этом пойдет речь на ВУЛИКе 23 июля! А теперь представьте себе мое разочарование, когда  на протяжении первых десяти минут лекции я поняла, что планы изменились и речь пойдет об исторической памяти и фольклоре. Не спорю, это тоже весьма интересно, но я бы предпочла узнать об изменениях заранее и соответственно спланировать свое время.
Вообще, насколько я поняла эта встреча была самой массовой - присутствовало больше пятидесяти слушателей разного возраста, социального статуса и степени неформальности. Не удивлюсь, что их, как и меня, интересовала конкретная тема. Ну и еще, заканчивая с конструктивными замечаниями, скажу, что иногда голос докладчика было не очень хорошо слышно в задних рядах.
Рассказывала о сохранении, передаче и искажениях исторической памяти доктор филологических наук Ирина Павленко. Рассказывала интересно, живо и увлекательно, за что отдельное спасибо. На чем базируется историческая память? Во-первых, на записях, начиная с летописей. Но на их объективность сильно влияет  личность писца и политическая ситуация, имеющая место в тот момент.  Во-вторых, на том, что передается через устное народное творчество из поколения в поколение (прозовые сказы, исторические песни, думы). Однако и эти свидетельства нельзя считать достоверными из-за естественных и искусственных искажений. По словам лектора, первое вмешательство с внесением корректив в коллективную память произошло еще во время христианизации Руси. В-третьих, историческая память сохраняется в каждом отдельно взятом человеке, помнящем события, свидетелем которых он был лично. Можно было бы счесть эти свидетельства наиболее честными, если бы не субъективность взгляда участника событий и отсутствие перспективы в его восприятии. Доказательство - рассказы свидетелей о событиях в послевоенной Западной Украине. Истории нет, есть только истории. Таковы выводы, которые я сделала из услышанного. Поделиться своими мыслями с присутствующими не успела, из-за того, что наступило время комаров. А значит, закончилось время студентов. Впрочем, высказаться - не главное. Главное - задуматься. Спасибо рыцарям культуры за то, что дают для этого повод.

среда, 23 июля 2014 г.

Чудо-обжиг

На прошлой неделе нам посчастливилось поучаствовать в удивительном мероприятии: обжиге керамических изделий в дровяной печи. Дело было на Скальной. Именно туда мы последние пару месяцев заглядывали на сеансы лепки из глины и шамота. Я об этом писала и, думаю, напишу еще не раз. Потому что мне редко доводилось бывать в столь волшебном месте, как это. Некоторые люди пишут сказки, а некоторые создают их в жизни. Хозяева студии SHU-U Ceramics - Шура Шкаликов и Оля Лукьянец из числа последних.
Чем же так потряс меня обжиг? Ну во-первых, сам процесс. Полдня происходит загрузка, предварительно разбирается одна из стен печи. Потом около 15-ти часов продолжается сам обжиг, на который уходит около четырех кубометров леса. На небольшом промежутке этого процесса присутствовала и наша семейка. Наблюдали, как Шура подбрасывает дрова, строго следуя графику температурного режима. Заглядывали в окошечко, чтобы полюбоваться раскаленными изделиями, как будто плывущими в золотом мареве. Рисовали глиной. Пили травяной чай. Говорили о керамике и не только. Следили за печной трубой: когда температура в печи достигла около 1000 градусов, оттуда повалил черный дым, а еще чуть позже начало вырываться ярко-красное пламя.



Вот тут еще фотографии с обжига.
Весь следующий день печь с изделиями внутри остывала. А потом еще день Шура с Олей ее разбирали. Ну а еще через день мы приехали посмотреть на то, что получилось из наших творений в печи. А получилось чудо! Мы-то конечно их слепили, как смогли. Но дровянная печь и господин Случай (одно из имен Бога, как известно) так приложили к ним руку, что получились... ну пусть не шедевры, но очень-очень интересные вещи. Дело в том, что результат обжига в дровяной печи во многом непредсказуем. Куда пыхнет пламя, к чему прилипнет зола, что покраснеет, а что почернеет, что приобретет серовато-желтый отлив, а что начнет блестеть, как глазурованное - никто заранее не знает. Некоторые смешные люди полагают это недостатком! Мы же просто в восторге от того, как преобразились наши изделия помимо нашей воли да и наших возможностей.

Наши плошки

Чайник Ростика

Велосипед Димы

Мой ангел
Это, конечно, далеко не всё, что мы слепили и обожгли на Скальной. Вот тут - больше фотографий, если интересно. Мне даже не стыдно хвастаться, ведь мы к этим красотам причастны только частично. Остальное - магия места, таланты учителей и мистика дровяной печи. 

понедельник, 21 июля 2014 г.

Разноцветное воскресенье

В воскресенье решили тряхнуть стариной и вспомнить былые навыки  в узелковом батике. Тем более что в доме накопилось много бессмысленно бледных однотонных вещей. Одних белых маек разного размера - 5 штук.

Уже через 10 минут эти самые майки приобрели совсем другой колор. Не скажу, что нам удалось в полной мере вспомнить то, чему нас пару лет назад учила Анастасия. Увы. Результат во многом разочаровал. То есть он был хорош, но не соответствовал ожиданиям. Есть разные мнения насчет того, как относиться к подобным ситуациям. Некоторые считают, что мастерство заключается в том, чтобы воплотить задумку в точности. Другие полагают, что в творчестве можно дать свободу самой жизни. Я же в этот раз просто наслаждалась процессом и непредсказуемостью результатов.





четверг, 17 июля 2014 г.

ARTPOLE.IF: Живое пение и "Жива ватра"

В предыдущих трех постах я поделилась своими впечатлениями о международной творческой лаборатории ARTPOLE.IF, рассказав о самом свежем, самом важном и самом интересном. На десерт оставила рассказ о самом сладком - о том, что впечатлило приятнее и сильнее всего. Разумеется, впечатлило меня - сии записки вообще сугубо субъективны (тем более, что в объективность в отдельно взятой голове я не верю в принципе).
Ежедневно, игнорируя все другие захватывающие предложения, я на три часа ныряла в мастерскую Ульяны Горбачевской "Поиск первозвука".


Если объяснять очень поверхностно, то можно сказать, что мы там пели. А если попытаться углубиться в суть... Там я узнала и, главное, почувствовала, что "песня не внутри, она постоянно звучит снаружи, нужно только ее услышать и подхватить", соответственно "петь надо не горлом, а ушами", "работать над голосом не стоит, он найдется сам во время пения, по дороге", "если, запевая, не хочешь сделать окружающее пространство лучше, то не стоит и начинать", "когда во время пения старательно выкладываешься, энергия только прибывает" (прошу прощения у Ульяны за неточность цитат). Пение народных песен - это оказывается вовсе не взятие нужных нот в соответствии с мелодией. Это даже не накладывание на эту мелодию слов, которые, по мнению Горбачевской, в народной песне первичны. Пение это скорее рисование картины, или съемки фильма, или воссоздание ушедшего, но при этом вечного мира, или проживание новой судьбы. Мы пели - или точнее жили - купальскую, чумацкую и козацкую песни. 
Благодаря артистизму, харизме, таланту Ульяны все три десятка человек, собравшихся на мастер-классе, увидели и почувствовали зной бескрайней степи (ее создают басы и теноры) и жгучее солнце в выгоревшем небе ("сопраны - вы свердло до неба!"). А еще жажду уставших волов, тоску захворавшего чумака и горечь семьи, потерявшей кормильца ... заплакали діііти, що батькаа нема... Во время усердного освоения песни купальской я всерьез пропиталась необъяснимой, но реальной магией природы и сакральностью украинских ритуальных песен. Когда мы пели козацкую, вокруг вырастали горы и парили орлы и слышен был свист турецкого ятагана... На фоне всех этих чудес тот факт, что я обнаружила новую глубину своего голоса, показался предсказуемой обыденностью. Ну это к слову о приоритете процесса над результатом.
По окончании мастер-классов я поинтересовалась у Ульяны, почему украинские песни в основной своей массе так печальны. "Какая история, такие и песни" - ответила певица и этно-исследователь. И добавила, что на самом деле за самыми печальными словами и самыми минорными мелодиями в наших песнях стоит не грусть, а несгибаемая воля и красота.

Подтверждением того, что эти качества и есть определяющими в менталитете и жизни украинца, стал для меня фильм Остапа Костюка "Жива ватра". На полуразрушенной стене малой сцены ARTPOLE.IF предпремьерный показ этого шедевра выглядел особенно органичным. Я вообще не фанат документального кино, тема сохранения овчарства в Украине мне тоже не особенно близка. Тем не менее именно эту ленту я смотрела с открытым от восхищения ртом и навернувшимися от полноты чувств слезами.  В каждом плане - живая, неподдельная красота. Причем не только красота живописных в любое время года Карпат и пасторальных овечих стад. Но и красота вроде бы неказистого быта хуторян, красота хлева, красота лиц и жестов, красота самой живой жизни. Такой как она есть. Фильм-то документальный. Естественность, натуральность происходящего ощущается в каждой сцене, при этом в наличии имеется четко выстроенная и изысканно закрученная сюжетная линия. Герои фильма - три поколения реальных овчаров из Ивано-Франковской области настолько органичны в кадре, что аплодировать хочется каждому их взгляду и слову. Как человек, имеющий отношение к камере, знаю, что это заслуга оператора и режиссера. Ну а заслуга героев фильма в том, что они делают в реальности своей жизни - сохраняют уходящее искусство, ни много ни мало. И это уже про несгибаемую волю. 
Хочу закончить искреннейшими благодарностями - Остапу Костюку, Ульяне Горбачевской и всем, кто называет себя ARTPOLE.IF за то, что вышеописанное случилось в моей жизни. спасиБо

вторник, 15 июля 2014 г.

ARTPOLE.IF: споры ради понимания, дискуссии ради объединения


Как я уже писала вчера, важной составляющей ARTPOLE.IF стали дискуссии. Одна из них посвящалась ситуации на Донбассе, вторая - Крыму, еще две - обсуждению культурно-творческих инициатив, призванных объединить разные регионы и этносы Украины. 
Понятно, что последние две дискуссии имели больше всего шансов на конкретные конструктивные решения. И действительно, в первые же полчаса первой встречи представители крымско-татарской интеллигенции договорились о сотрудничестве с Тернополем в рамках дня города и нашли единомышленников для воплощения своих идей в Киеве, а представители Одессы обсудили с организаторами АртПоля общие планы касательно осеннего фестиваля. Не убоявшись пафоса, скажу: в реторте творческой лаборатории  ARTPOLE.IF выкристаллизовались  новые идеи и проекты. Что и требовалось...
Дискуссия по поводу ситуации в Донбассе была интересной, хоть и не столь конкретно-плодотворной. Оно и понятно: предложение журналистки из Тореза завозить в регион побольше украинских книг для воспитания патриотизма выглядят дельными лишь в дальней перспективе. А что делать сегодня? "Сомневаться" - таким был ответ творческой интеллигенции из Донецкой и Луганской областей. Прежде всего, сомневаться в информации, получаемой не из первых рук, а из СМИ, в том числе и украинских. Но кроме того, сомневаться в правильности собственных поступков и высказываний на эту тему. Ведь просто репостнув чье-то слишком острое высказывание по теме, каждый из нас рискует запустить новую волну агрессии. Порой можно даже усомниться в собственной позиции, попытавшись ступить на опасное поле чужих убеждений. Не для того, чтобы их разделить. Но для того, чтобы понять. 
Дискуссия по поводу ситуации в Крыму по сути была не дискуссией, а рассказом крымчан о том, что происходит на полуострове в настоящее время. И поиском путей для закрепления тезиса "Крым - это Украина" в сознании если не пророссийских крымчан, то всего остального населения оккупированной территории и представителей других регионов страны. По поводу отдыха в Крыму рекомендация проукраинских крымчан такова: в этом году воздержаться. А если невтерпеж, то хотя бы ехать к тем, кто занимает единую с вами позицию в крымском вопросе.
Основной вывод, который я сделала из ежедневных дискуссий на  ARTPOLE.IF таков. Главный дефицит, который испытывает сегодня каждый украинец - будь он жителем Крыма, Донецка, Львова или Запорожья - это дефицит информации и коммуникации. Наши встречи и беседы на  ARTPOLE.IF (и не только во время дискуссий, но и возле костров в саду, и за рукоделием во время мастер-классов, и просто за обедом в столовой) помогли хотя бы частично справиться с этой проблемой. 

понедельник, 14 июля 2014 г.

Три кита ARTPOLE.IF

В последнее время кажется необходимым оправдываться за то, что ты радуешься, отдыхаешь, развлекаешься, смеешься, одним словом, продолжаешь жить. А в стране ведь война! Да, в моей стране война. Да, это не оставляет равнодушным никого в моей семье. И, да, при этом мы продолжаем жить. И жизнь наша состоит не только из просмотра новостной ленты и переживаний по этому поводу (а что еще мы можем сделать в этой ситуации?), но и из смеха, радости, отдыха, путешествий и встреч с друзьями.
Bообще я убеждена, что в сложившейся ситуации, как и в любой другой, каждому стоит заниматься тем, что он умеет делать хорошо. Кому-то воевать, кому-то растить детей, кому-то писать картины. Агентству событий АртПоле всегда хорошо давались необычные мероприятия. И нынешняя творческая лаборатория ARTPOLE.IF не стала исключением. О том, как все начиналось неделю назад, я уже рассказывала.
В ходе самого ARTPOLE. IF писать не получалось. Сами понимаете, будучи погруженным в какие-то процессы и захваченным какими-то действиями, довольно непросто еще и регулярно отчитываться о происходящем. Ведь усаживаясь за написание отчета, выпадаешь из потока событий, происходящих прямо сейчас. Так что простите, друзья, меня за многодневное молчание. Оно связано не с тем, что мне было не о чем вам рассказать. Как раз наоборот. Международная творческая лаборатория ARTPOLE.IF была наполнена событиями, о которых очень хочется поведать вдумчиво и подробно. И вот теперь, вернувшись домой, этим можно заняться.
Условно для меня АртПоле этого года разделилось на несколько смысловых блоков.  Первый – более или менее традиционные развлечения: мастер-классы, музыка и танцы (хоть их и было немного), общение, изучение окрестностей. В общем все то, что помогает чувствовать себя живым. И даже счастливым. 
Второй – дискуссии на тему острых событий последнего времени, в том числе и тех, что происходят прямо сейчас. Попытка понять друг друга, найти общий язык между разными регионами, отыскать пути выхода из кризиса усилиями интеллигенции – в том числе крымской и донбасской – дорогого стоят.
Третий – искусство. Перфомансы, ленд-арт, видеопоэзия, видео-арт, документальное кино. И это тоже путь гармонизации, понимания, улучшения. Не такой очевидный, как выстрелы и речи с трибун.  Но, возможно, даже более действенный. В долгосрочной перспективе – уж точно.
Завтра соберусь с мыслями и напишу подробнее об этих трех китах  ARTPOLE.IF. А пока – немного фотографий для передачи атмосферы.






среда, 9 июля 2014 г.

ARTPOLE.IF: день первый

Как я уже писала, на двенадцатый год своего существования фестиваль АртПоле превратился в международную творческую лабораторию ARTPOLE.IF. Стремление к поиску новых форм назрело у организаторов еще год назад, ну а нынешняя ситуация в стране сделала трансформацию необходимой. В этом году АртПоле – не фестиваль, потому что сегодня не до праздников. Однако это не означает, что нам не о чем поговорить, нечем вместе заняться, не за чем встречаться. Как раз наоборот.
Первый день ARTPOLE.IF  прошел спокойно. То есть так, как и планировалось. Художники потихоньку начинают работу над своими ленд-арт-объектами. Открылась фотовыставка в помещении почты в селе Униж. Не постесняюсь сообщить, что один из залов занят фотоработами и инсталляцией моей любимой племянницы Алины Букиной.
Мастерские разворачиваются к радости фестивальщиков. Уже набрала обороты  детская программа в настоящем типи (которое устанавливали мои мужики-пацаны). Я учила малышню плести мандалы, Мишаня давал азы жонглирования вместе с тренерами из театра огня Протиночи. Пишу о нашей семейке не от нескромности, а из-за того, что больше никуда  вчера днем не успела. Сегодня сделаем со Степаном обход всего, что происходит на территории днем. Завтра попробую предоставить отчет. 

А вот вечерней программой мы вчера насладились сполна. Видеопоэзия от конкурса Cyclop, проектируемая на полуразрушенную стену в сопровождении лунных облаков и порывов свежего ветра… это было незабываемо. Увы, фотографий того ,что меня вдохновило больше всего, традиционно нет: когда я вдохновляюсь, мне не до запечатлевания...
Уж простите за некоторую сумбурность впечатлений: довольно сложно одновременно писать, пить чай, качать спящего Степу в гамаке, изучать расписание ближайших мероприятий да еще и не отвлекаться на звуки и запахи яблоневого сада, в котором разбит наш лагерь.     
P.S. Буквы IF в названии означают Ивано-Франковскую область, в которой в этом году в последний раз проходит АртПоле. Однако слышится в них и некое сомнение, сослагательность, неуверенность. Ведь If  в переводе с английского означает «если». Замечательно, что все происходит. Несмотря ни на что. Прямо сейчас.          

воскресенье, 6 июля 2014 г.

АртПоле-волонтерка: с чем ее едят

Вот уже третий день мы на волонтерке АртПоля. Тем, для кого в этом предложении слишком много непонятных слов, поясню. Мы - это вся наша семья, включая Степу. Волонтерка - это сбор народа перед мероприятием для того, чтобы помочь подготовить пространство для его проведения.  А АртПоле - в этом году не фестиваль, а творческая лаборатория.
В этой лаборатории будут исследоваться взаимоотношения  сиюминутного и вечного: политики и искусства, войны и любви, разобщенности и взаимопроникновения. По крайней мере, я это понимаю именно так. И уверена в необходимости такого  рода исследований. Думаю, строить мир (в первую очередь - в головах)  нужно уже во время войны, только тогда у победы есть шанс не стать пирровой.
В настоящее время именно этим собравшиеся волонтеры тут и занимаются - строят, создают, благоустраивают. Их (то есть, нас) меньше, чем бывало в предыдущие годы. Оно и понятно: одни заняты непосредственно войной, а других отпугнуло изменение формата АртПоля.  Те же, кто таки доехал, готовят кинозал к просмотру документальных фильмов, создают стильную звукоизоляцию для комнаты проекта Большое ухо, чистят 6-метровые сосны для типи, где будет проходить детская программа, выбивают матрацы и подушки, косят крапиву, сколачивают скамьи, готовят есть на всех работничков (в этом году - не я) и занимаются младенцами (это как раз я)).
В общем картина маслом: "Коммуна в действии", наша семейная мечта.




четверг, 3 июля 2014 г.

Два моста, два поя, один фаерщик...

Вот вам обещанное новое видео Михи JayMay, смонтированное Ростиком lenni_vec, снятое на строящемся запорожском мосту, вдохновленное мною при участии Степана))) От процесса мы получили колоссальное удовольствие и результатом тоже вполне довольны. Надеемся, вы оцените по достоинству наше семейное творчество и таланты детворы)