вторник, 26 февраля 2013 г.

Мои родители и Берия

Две истории (во всех смыслах этого слова), рассказанные на недавних семейных посиделках моими мамой и папой. Истории настолько странные, что напоминают эпизоды фильмов "Большая рыба" или "Жизнь Пи". Так и хочется сказать словами героев этих лент: хотите - верьте, хотите- нет...

Мамина история: "Помню пионерлагерь в Кирилловке, мне лет шесть. Мы - пионеры - сидим за длинным деревянным столом в столовой, которая представляет собой длинный деревянный барак. На стене - портрет Берии. Он тогда во всех лагерях висел и во всех бараках... Вдруг забегает директриса лагеря, срывает портрет со стены, швыряет на пол и начинает его остервенело топтать ногами. Мы опешили. Потом оказалось, по радио передали, что он был не героем, а преступником".

тут мама (на бампере в центре) проведывает в лагере брата (в галстуке)
Лично мне интересно, что за история стоит за поступком этой директрисы, какова степень искренности такого срыва. Ждала ли она много лет такой возможности - потоптаться по  морде Берии, или просто демонстрировала таким образом лояльность к новому курсу компартии? Так или иначе, маме этот момент запомнился, как один из самых фантасмагоричных в ее жизни.

А вот история папы о том же периоде счастливой советской жизни: "В то время мы жили в Поти, где я был записан в детскую библиотеку. И вот спустя некоторое время после разоблачения Берии мне попадается устаревшая книга, где ему запоздало поются дифирамбы. Я испуганно спрашиваю у матери, что делать с этой книгой. Она советует немедленно сдать ее в библиотеку, никому ничего не сообщая. Через неделю в дом пришли два мужчины в штатском с вопросом "А зачем, собственно, ваш сын брал в библиотеке книгу о враге народа?"."

Дело спустили на тормозах только в силу нежного возраста моего отца. Правда, этот возраст не мешал ему вовсю смолить папиросы, собирая бычки по всем окраинам. Но это совсем другая история... о том же счастливом детстве.



Комментариев нет:

Отправить комментарий