Человек, в свое (то есть подходящее) время прочитавший повесть «Чапаев и пустота», будет и спустя десятилетия тянуться к новой книге ее автора. Тем более, если после «Чапаева» он, человек этот, прочел «Поколение П», «Желтую стрелу» и рассказы того же автора. Даже если все остальное пелевинское творчество, к которому он преданно тянулся и старательно читал, вызывало зевоту и разочарование. По крайней мере, в моем случае именно так, и я несмотря ни на что, все еще жду от книг Пелевина откровений и удовольствия. Посему особенно отрадно сообщить: дождалась!
Роман «S.N.U.F.F. Утопия» стер все претензии к Пелевину, накопившиеся за последние годы. Остроумная антиутопия (вопреки названию) о том времени, когда состоятельная часть человечества переселяется в некие надземные «офшары» с 5-D пейзажами за окнами, а остальная, именуемая то орками, то урками, живет в резервации под названием Уркаина (единственный момент, который меня покоробил; все-таки жив во мне патриотизм еще…) – заставляет думать и чувствовать. Чего еще желать?...
Должна только предупредить, что к концу первой трети книги, читатель может заскучать. Многостраничное описание битвы между людьми и орками неоправданно затянуто: то ли ради выполнения контракта с издательством на определенный объем текста, то ли в качестве испытания для читателя. Кто через эти страницы пробьется (или перелистает их, вспомнив, что именно так поступал с военными эпизодами во время чтения толстовского эпоса в школьные годы), получит награду в виде истинного читательского наслаждения.
Вот эта цитата, по-моему очень точно выражает суть книги – причем, как ее содержание, так и форму:
«…Люди хорошо запомнили, что войны начинаются, когда кино и новости меняются местами. И уцелевшие решили объединить их в одно целое, чтобы подмены не происходило больше никогда. Люди решили создать «киновости» - универсальную действительность, которая единой жилой пройдет сквозь реальность и фантазию, искусство и информацию. (…) В ней должны были слиться две главные энергии человеческого бытия – любовь и смерть, представленные как они есть на самом деле. Так появились снафы – и началась постинформационная эра, в которую мы живем».
Роман «о глубочайших тайнах женского сердца и секретах летного мастерства», собственно, и представляет собой снаф, в том смысле, который вкладывают в это слово герои повествования. Любовь и смерть по-настоящему – главные его оставляющие. Как ни странно, имеется и хэппи-энд. Видимо, именно в нем и углядел циничный автор утопичность произведения…
Явственным признаком хорошей книги по-пелевински есть ее актуальность сегодня, независимо от того, в каком времени происходят события. Второй признак – эта актуальность сохраняется и через десять лет, когда решаешь перечитать что-то из старенького и обнаруживаешь, что ничего не устарело. Увы…
«Они думают, у них все плохо, потому что у власти Рван Контекс. Эх, бедняги вы, бедняги. Совсем наоборот — это Рван Контекс у власти, потому что у вас все плохо. А плохо потому, что так было вчера и позавчера, а после понедельника и вторника всегда бывает среда той же недели. Ну ликвидируете вы своего уркагана (вместе с остатками сытой жизни, ибо революции стоят дорого), и что? Не нравится слово «Контекс», так будет у вас какой-нибудь другой Дран Латекс. Какая разница? Вы-то будете те же самые...»
Книгу можно считать учебником по основам политтехнологий и буддизма. Как, впрочем, и остальные удачные творения Виктора Олеговича. Истина в «S.N.U.F.F.е» глаголет устами резиновой женщины. Именно кибернетическая секс-игрушка да молодой орк в итоге оказываются единственными героями романа, достойными звания «человек».
«Есть древняя оркская пословица: «Где же лучше? Где нас нет..» Что она означает? Пока вы глядите на мир с кочки, которую научились считать «собой», вы платите очень высокую арендную плату. Но что вы получаете взамен? Вы даже не знаете, какие бичи погонят ваше «я» в его кошмарное путешествие через миг…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий