среда, 11 января 2012 г.

Что рождается в спорах?

"А наша истина рождалась в драке", - именно эта фраза Шнура крутится в голове, когда пытаюсь подытожить  для себя серьезную мировоззренческую дискуссию, развернувшуюся во время вчерашнего чаепития с гостями. Не потому что мы чуть не подрались, пытаясь разобраться с, не побоюсь этого слова, концепциями добра и зла (не побоюсь и этих двух слов). Нет, к этому и не шло. А просто потому что я в очередной раз убедилась: истина вообще не рождается. Ни в драке, ни в споре, вопреки расхожей пословице. Истины вообще не существует в объективном смысле. По крайней мере, на уровне спорщиков (или дерущихся)). Если какой-то афоризм и соответствует реальному положению вещей, так это : "У каждого своя правда". И споры (а также дискуссии, диспуты, обсуждения и прочие интеллектуальные драки) нужны лишь для того, чтобы эту индивидуальную правду, субъективную истину прояснить. Причем, не для других участников разговора, а исключительно для себя самого. Уточнять свои позиции удобнее при наличии собеседника (если он в состоянии быть слушателем), разобраться в своих мыслях легче вслух. И все доводы, высказанные тобой, нужны лишь тебе. Я - большой любитель... диспутов (хотя моим близким, наверное, кажется, что драк). И кажется, ни разу я не видела, чтобы один из спорящих переубедил другого. Уж скорее человек переубедит себя, изменив свои позиции. Но вовсе не обязательно на те, что проповедует его оппонент. Согласны? Или поспорим?...

2 комментария:

  1. странно все-таки. в фэйсбуке под ссылкой на этот материал развернулась многочасовая и многословная дискуссия, а тут - молчок...

    ОтветитьУдалить
  2. Оля, это потому что тут что-то странное с комментами - мне иногда "не позволяет" эта блог система комменты тебе отправить, я не могу понять чего.... то ли ты премодерацию ввела..
    Я отправляю - а оно не появляется...может ты поставила предварительный контроль?

    ОтветитьУдалить