среда, 8 февраля 2012 г.

Смертный бой и смертный гёрл

Не имеет значения, в каком состоянии ты жил, важно лишь то, в каком умрешь. Услыхав впервые эту индуистскую максиму, я возмутилась ее несправедливостью. Это как же: тянешь долгие годы в благостной саттве, а потом на смертном одре разозлился – и все, быть тебе бешеной собакой в следующей инкарнации?! Мне-то, допустим, до благости явно дальше, чем до смерти, но тут важен сам принцип, согласитесь.
Еще в детстве я много размышляла над всем известным выражением memento mori. Тогда оно для меня звучало не по-философски, а угрожающе. Как в той сказке, где из колодца появляется костлявая рука и тянет мерзенько: «Должо-о-ок!».  Мне казалось, что это и есть смерть. И зачем о ней постоянно помнить, было неясно. Так ведь, глядишь, и жизни не заметишь…
А потом сын Миша, читая «Кодекс самурая» поинтересовался, что означают мрачные слова: «самурай  каждое утро должен начинать с мысли, что сегодня он умрет». Вот тут у меня в мозгу что-то щелкнуло и все стало на свои места. Именно в этом смысле нужно помнить о mori: всякий день проживать как последний, каждый вздох  осознавать как единственный – тогда и жизнь не пройдет мимо, и смерть не застанет врасплох в неподобающем состоянии.
Всё – об одном. И это внушает доверие. И даже Веру.



Комментариев нет:

Отправить комментарий