понедельник, 26 марта 2012 г.

О сокровенном по-тибетски


Традиционное изображение "Любящие глаза". Крым, 2011
Вчера наконец добрались до буддийской выставки в областном художественном музее. На украинском она называется «Скарби Тібету», что вроде бы свидетельствует о том, что весь второй этаж музея должен быть заставлен всякими драгоценными произведениями искусства Непала, Бутана, Индии и прочих высокогорных местностей, где принято пить чай с маслом. В принципе, так и есть. Однако на русском  название звучит как «Сокровище Тибета» и сразу наводит на более правильную мысль о том, что все эти экспонаты относятся не так к искусству, как к религии, которая и является главным сокровищем региона. Догадку подтвердила экскурсовод из Чернигова, бесстрашно вещавшая простому запорожскому народу о Колесе Сансары, Реинкарнациях Ламы, Ступах,  Мантрах и Мандалах (на всякий случай пишу все слова с большой буквы, во-первых, чтобы никого не обидеть ошибками, а во-вторых, из уважения). Народ безропотно внимал, не выказывая ни малейшего недоумения. 
Впечатления смешанные. Для того, чтобы проникнуться духовной составляющей выставки нужно, наверное, быть буддистом все-таки. Оценить скульптуры и тханки (традиционные картины, изображающие пороки смертного и победу над ними) как произведения искусства европейцу довольно сложно: не хватает понимания образного языка. Если бы не гид, можно было бы прийти в ужас от гримас, клыков, ножей и ожерелий из черепов на шеях богов (наверное, они как-то по-другому называются в буддизме, но вы поняли, что я имею в виду). На самом деле человечки, на которых кровожадно танцуют будды, ламы и прочие объекты поклонения – это просто символ качеств ума, которые придется раздавить в себе, если стремишься к просветлению. В изобилии также имеются изображения, которые европейцу покажутся более чем эротическими. В действительности же это снова не более чем голая метафора слияний пространства и радости, мужского и женского, открытости и приятия. Короче разглядывать экспонаты без пояснений экскурсовода настойчиво не рекомендую. Разве что как этакие экзотические диковинки: ишь, дескать, тибетцы дают! Но такой подход, согласитесь, унизителен для древнего мудрого народа. Так что лучше присоединяйтесь к бесплатным экскурсиям, которые идут одна за другой без перерыва. Кстати, сам вход стоит 25 гривен. Если с вами ребенок – спросите про детский билет, нам сделали скидку.
Крым. Инжир. Сентябрь 2011.
Теперь о том, что понравилось больше всего лично мне. Залы украшены чудесными разноцветными флажками с мантрами – лунгтами. Считается, что трепещущий их ветер разносит слова мантр по миру. Думаю, можно взять идею на вооружение и украсить собственный сад легкими флажками с пожеланиями мира и добра на понятном нам языке. Почему бы и нет?
Той же цели служат и молитвенные барабаны, внутрь которых закладывают ленты с отпечатанной мантрой «Ом Мане Паме Хум». Проходя мимо барабана, принято его крутануть – и вот уже энергия волшебного слова распространяется по миру. Барабаны бывают очень большие, их обычно ставят в монастырях, а бывают и совсем маленькие – ручные. Занимаешься своими делами и при этом крутишь барабанчик, напоминающий детскую погремушку. Среди фотографий, развешанных по стенам музея, было и изображение трех тибетских кумушек, точащих лясы на завалинке с молитвенными барабанами в руках. Вот интересно, о чем можно говорить, распространяя в то же время мантру? Уж явно не о последних дворовых сплетнях…
Имеется на экспозиции и стенд с музыкальными инструментами. У буддистов считается, что струнные инструменты нужны только для чувственного удовольствия, а вот ударные и духовые влияют на энергетику человека. Огромные трубы, ритуальные раковины и прочую экзотику можно трогать. Там же стоит и гонг, который по словам экскурсовода на открытом воздухе слышно за несколько десятков километров. Этого факта я не проверяла. Могу сказать только, что когда гид ударил в гонг, я, находясь в нескольких метрах от него, ощутила удивительную вибрацию радости в сердце. Как будто встретила  любимого человека после долгой разлуки. Уж простите за пафос, но я еле сдержалась от крика восторга, так сердце запело. А вот от слез, которые сами полились из глаз, когда минуту спустя зазвучала большая ударная чаша, я сдержаться не смогла. Чего и вам желаю.

1 комментарий: