четверг, 1 марта 2012 г.

В поисках антидепрессанта


Вот пусть бросит в меня камень тот из вас, кто ни разу не произносил томным голосом: «У меня нынче депрессия… ничего не хочу… подите прочь… ах,оставьте». Медики, конечно, считают такие состояния болезнью и бестрепетной рукой прописывают  пилюли от тоски, этакие mother`s little helpers, воспетые Джаггером. Общество, особенно его культурно-продвинутая часть, полагает подобные байронические настроения чуть ли не нормой для тонко чувствующего индивида. Дескать, времена такие, что радоваться способен только идиот. И вот уже мы сами гордимся своими упадническими настроениями, чуть ли не по доброй воле погружаясь в это болото все глубже, пока полностью не теряем контроль над своим состоянием и жизнью.
Совершенно случайно я обнаружила, что уныние полагается церковью одним из смертных грехов и ставится в один ряд с блудом, чревоугодием, гордыней, гневом, завистью и алчностью.  «Грех уныния происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, результат этого - угасание любви», - замечательно писал Архимандрит Лазарь, мудрый человек и полномочный представитель церкви в глазах такого далекого от православия человека, как я.
Кстати, если кому ближе восточный канон, так и в «Хатха Йога Прадипике» «бодрость духа» считается одним из правил Ниямы, а «благословение всего» – правилом ямы.
Вот мнение еще одного авторитетного для меня человека, Кита Гилберта Честертона (он не только придумал детективы об отце Брауне, но и сам был подобно своему герою позитивно настроенным философом, если мне будет позволено такое определение): «Скука … немногим лучше смерти, ибо тот, кому скучно, перестает ощущать жизнь… Уныние действительно считается грехом; именно по его вине мы постоянно недооцениваем мир и забываем о нем». Это мнение он высказывает в эссе «В защиту нудных», где оправдывает не тоскующих, а тех, кто нагоняет тоску: «Конечно, очень легко понять и простить человека, которому стало скучно, — точно так же, как легко понять и простить человека, упавшего с коня, или опоздавшего на поезд, или заглянувшего в конец задачника. Но победой это назвать нельзя; это — поражение. И уж во всяком случае, нельзя винить походя коня или задачник».
Виноват тот, кто упал\опоздал\заглянул\затосковал, не так ли?  Хотя бы потому, что в очередной раз наступил на родные грабли: позволил себе делать то, что всегда приводит к подобным состояниям, хотя на начальном этапе еще мог остановиться, предпринять меры по спасению себя-утопающего. Для каждого эти меры свои, и каждому они хорошо известны: один молится, другой делает Сурью Намаскар, третий включает музыку или прижимается к любимому. Главное – не потакать себе в унынии, оправдываясь обстоятельствами в виде авитаминоза или Кали-юги.
Напоследок еще одна духоподъемная цитата из Гоголя, который был хорошо знаком с описываемыми состояниями: «Уныние, которое находит на многих людей при размышлении о настоящем, прошедшем и будущем своем положении, показывает только то, что они еще мало размышляли, еще не умеют входить в смысл и значение происшествий. Но как только начинаем мы прозревать смысл всякого события, тогда исполняемся избытком одной благодарности к Богу, видя, как все, что ни случается, случается во благо наше». 
Не греет? Посиди на весеннем солнышке... Должно помочь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий