среда, 28 марта 2012 г.

"Шапито-Шоу": обнять и плакать


За вчерашний вечер лицо устало от повышенной мимической активности – смотрели «Шапито-шоу». Четырехчасовой фильм, заявленный как комедия-мюзикл, на самом деле (к счастью) представляет собой нечто значительно более… разнообразное. По-моему, это скорее драма, отдельные сюжетные линии и моменты которой вызывают смех. А некоторые – приятное недоумение от абсурдности происходящего (знаете, с подниманием одной брови и хмыканьем: эк закрутили!). А некоторые – радость узнавания мест, где мы неоднократно бывали (действие разворачивается в Крыму, в основном, в Симеизе, который я всегда считала фриковским городом, и фильм лишь подтвердил мои подозрения).  
Доминирующим чувством во время просмотра была жалость. Каждый персонаж – глубоко несчастное и изуродованное комплексами существо из категории  "обнять и плакать".  Каждый способен стать героем отдельной главы в учебнике по психологии, а то и психиатрии. Кстати, одну из главных ролей в «Шапито-шоу» сыграл Петр Мамонов, и фрагмент с его музыкальным выступлением для глухих достоин того, чтобы войти в анналы комедийной классики. 
В целом кино, как и любой российский фильм, претендующий на звание сколь-нибудь-арт-хаусного, угнетает вторичностью. Тарантино, Линч, Фон Триер, Кубрик, Вуди Аллен, Альмодовар -  имена и явки пачками всплывают в памяти по ходу действия. Хотя в данном случае это можно воспринимать как художественный прием, ведь одна из частей «Шапито-шоу» - «Сотрудничество» - как раз и поднимает вопрос права на существование эрзаца, копии, вторичности. Три другие – «Любовь», «Дружба», «Уважение» - собственно, как раз об отношениях, указанных в названии. В том преломлении, которое они получают в нашем странном мире в наше странное время. «Ты самый страшный человек, которого я встречал в своей жизни» - монолог с таким началом имеет место в каждой из четырех частей. В устах разных героев и в разных обстоятельствах он, конечно, приобретает разные оттенки, но суть одна: «я жил нормальной жизнью, а потом явился ты, и все изменил, хоть я и не просил об этом».
Но основной претендент на цитирование в нашем доме, к счастью,  не этот монолог, а кичево-культовая пионэрская считалочка: 
"Раз-два — Элвис Пресли, 
три-четыре — Виктор Цой, 
Леннон, Курт Кобейн, Высоцкий,
Майкл Джексон — песню пой!».

2 комментария:

  1. где ж вы его раздобыли? я ищу и никак..

    ОтветитьУдалить
  2. мне его дали добрые люди из галереи "Ленин"...
    а вообще отсюда вроде можно качнуть http://rutor.org/search/%D1%88%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%BE-%D1%88%D0%BE%D1%83

    ОтветитьУдалить