среда, 8 августа 2012 г.

Вопросы к Пушкину

Вчера в ходе дружеской беседы Женя процитировал пушкинское "на свете счастья нет, но есть покой и воля". И тут мы крепко задумались, о какой такой воле идет речь.

В пресловутом словаре Даля дается три определения "воли":  
- свобода, простор в поступках;  
- власть или сила, могущество;
- желанье, стремление, хотенье, похоть, хоть, вожделение.

Ожегов добавляет к этому "Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели" - отсюда сила воли.

Однако как вы понимаете словарные изыскания были проведены позже, а вчера вечером в тени ореха и при свете свечи мы высказали собственные предположения по поводу задумки классика.
Первым делом предположили волю-свободу, но это значение не очень легло в контекст предложения. Счастье недостижимо, а достижимы всего лишь покой и свобода? Ничего себе "всего лишь"! И вообще, мне кажется "счастье" и "свобода" - понятия слишком глобальные, чтобы предполагать, что одно может включать или заменять другое. Как-то хочется воскликнуть: "при чем тут?!"...
Позже я высказала предположение, что под словом "воля" подразумевается желание. Но о каких желаниях в таком случае речь: сбывшихся или неисполнимых? И как они связаны с покоем? Очевидно, что чем больше желаний, тем меньше покоя... Непонятно.
Возможно, речь идет об архаическом значении слова воля - о могуществе и власти, но почему она противопоставляется счастью?
В надежде, что ответы прояснятся при более полном знакомстве с первоисточником я отыскала сегодня стихотворение "Пора, мой друг, пора", откуда и  растут ноги у известной цитаты.  

Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрём.  
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Увы. Ответа я не получила, а вот новых вопросов - сколько угодно. Вот теперь думаю, что это за обитель трудов и чистых нег? И как нега сочетается в трудом вообще? Кто отвечать будет? Пушкин что ли?

2 комментария:

  1. Варианты

    А. Варианты чернового автографа.
    (ПД 241)2 а. Проходит быстро жизнь, и каждый день уносит
    б. Бегут за днями дни, и каждый день[5] уносит
    3 а. Надежду иль мечту — а мы с тобой вдвоем
    б. Надежду мирную[6] — а мы с тобой вдвоем
    в. Увядшую мечту — а мы с тобой вдвоем
    4 а. Предполагаем жить — — и глядь умрем
    б. Как в тексте.
    в. Предполагаем жить — и скоро — глядь — умрем
    6 а. Давно мне грезится обещанная доля —
    б. Давно мне грезится возлюбленная доля[7]
    7 Давно‎ раб, замыслил я побег
    8 В[8] обитель дальнюю[9] трудов, и чистых нег —



    Б. План продолжения стихотворения.
    (Там же)
    ‎Юность не имеет нужды в at home [10], зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен кто находит подругу — тогда удались он домой.
    ‎О скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню — поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические — семья, любовь etc. — религия,[11] обитель смерть.
    Примечания
    ↑ Датируется предположительно маем—июнем 1834 г.
    ↑ Опубликовано Бартеневым в статье «Одно из последних неизданных стихотворений А. С. Пушкина» — «Русский Архив» 1886, кн. III, № 9, стр. 126. Исправлено А. Ф. Онегиным в четвертом издании сочинений Пушкина под ред. П. А. Ефремова, т. VIII, 1905, стр. 377. Транскрипция дана М. Л. Гофманом в книге «Неизданный Пушкин. Собрание А. Ф. Онегина», 1922, стр. 136—137; факсимиле—там же, стр. 136/137.
    ↑ Пушкин А. С. «Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце просит...» // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 3, кн. 1. Стихотворения, 1826—1836. Сказки. — 1948. — С. 330.
    ↑ Обращено к жене. Написано, вероятно, летом 1834 г. в связи с неудавшейся попыткой выйти в отставку (см. письма к Бенкендорфу от 25 июня, 3 и 4 июля и письмо к Жуковскому от 4 июля; т. 10) и уехать в деревню. То же душевное состояние отразилось в письмах этого времени к жене.

    «ПОРА, МОЙ ДРУГ, ПОРА! [ПОКОЯ] СЕРДЦЕ ПРОСИТ» (Стр. 330 и 940).
    При жизни Пушкина напечатано не было.
    Беловой автограф, с поправками, — ПД № 241.
    Печатается по автографу.
    Датируется предположительно маем—июнем 1834 г.
    Опубликовано в 1886 г. (см. выше).
    В собрания сочинений Пушкина входит, начиная с первого издания под ред. Морозова, 1887. (Т. З.)
    ↑ час
    ↑ старую
    ↑ Начато исправление: Давно мне грезится [з<....>]
    ↑ Начато: В обитель мирных
    ↑ Начато: а. Не ‎ пришлец б. Не званый гость
    ↑ до´ма (англ.)
    ↑ Начато: семья, любовь etc. — см

    ОтветитьУдалить
  2. Думается мне, что воля (свобода) в том, чтоб освободиться от переживаний по поводу будущего, успокоится, жить настоящим. «Только тогда ты обрящешь мир, когда будешь верить в Промысл Божий» (преподобный Варсонофий Оптинский).
    По поводу счастья (как пути, а не конечного пункта), поиска тех самых покоя и воли много сказано Амвросием Оптинским также. Есть его совет: «Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится; это и есть жить проще». «Нужно жить – не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Как это – не тужить? «Жить – не тужить – всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего».
    Привела цитаты, которые лично мне помогают осознавать настоящий момент прекрасным, успокоиться и обрести свободу от тяжелых мыслей. Может, кому тоже помогут. Они были сказаны старцами прозорливость и святость (возможность общаться с Богом) были очевидными, поэтому и цитирую. Спасибо.

    ОтветитьУдалить